19 июля — день 10-й

Где был: Смоленск (Россия)

Что запомнилось: музей Скульптуры Сергея Тимофеевича Коненкова • музей «Смоленский лен» • молодежный центр-музей имени адмирала Нахимова • кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) • волнистый рельеф в черте частного сектора города • прогулка по стенам Смоленской Крепости • ночные посиделки в баре в отличной компании

 

Погода: ясно, облачно, ливень • +18…+22 ºС

Ветер, мое направление: ⇒ ⇗, 3м/с • — .

Сон, подъем, отправка: 09:00 • 09:30 • 10:20

В пути, лагерь, отбой: — • — • 02:40

Пройдено: 11,5км пешком по городу

 


 

Заданная с ночи установка и боевой настрой мгновенно подняли меня с кровати при первом же зове будильника. Я еще перед сном прокручивал в голове весь масштаб предстоящей прогулки и заранее настроился на полное погружение в объятия стен города и на преодоление километров дорог среди десятков культурных мест. Меня ждала одна большая познавательная прогулка. 

 

DSC0409610:00 утра, пятничное летнее утро, еще способное наградить свежестью в такое время. Громовую башню можно было бы назвать на время Тихой, потому как вокруг не было практически ни единой души, лишь случайные блуждающие прохожие и дворники, лениво шкрябающие своими метлами. Только по наличию мусора и можно было догадаться, что пустующие улицы вчера были наполнены толпами гуляющего народа. Знакомая уже дорога от башни привела меня в Сад Блонье (отчет), который за один вчерашний вечер после многократных пересечений вдоль и поперек то туда, то обратно, стал мне таким знакомым со всеми его дорожками, коровами, памятниками. Настало самое время поближе познакомиться с увековеченными в нем обитателями.

 

DSC04101Скульптура благородного оленя с раскинутыми рогами сразу же захватывает внимание, стоит только зайти в парк. Прежде чем попасть на это самое место, олень проделал нелегкий путь. В 1910 году скульптура родилась на свет руками скульптора Рихарда Фризе и была установлена в Роминтенской пуще (Прибалтика). В годы Второй Мировой войны олень загадочным образом «ускакал» на дачу к Герингу в Германию, где пробыл до окончания войны и только в 1945 году был перевезен в Смоленск на общую радость всем жителям.

 

DSC04098У смолян есть странная традиция: для привлечения удачи тереть оленю гениталии. Уж не знаю, по этой или другой причине, но всеобщий любимец неоднократно страдал от «чрезмерной любви» граждан. За годы пребывания в парке Блонье скульптура реставрировалась трижды. И даже парочка находящихся рядом небольших львов не способна отпугнуть от оленя многочисленный народ, что ежедневно собирается вокруг скульптуры на лавочках. И уж тем более бесстрашных дураков, что наносят непоправимый вред. Благо олень не живой, а то известны даже случаи посягательств на рога.

 

DSC04103

DSC04107Еще один памятник, мимо которого никак не удастся пройти, изображает Михаила Ивановича Глинку у пюпитра с дирижерской палочкой в руке. Оригинальная ажурная ограда памятника выполнена в виде нотных строк, на которых бронзовыми знаками записаны 24 отрывка из произведений Глинки. Глинка не случайно стоит спиной к пюпитру, это подчеркивает, что он не просто дирижер, а именно композитор, знающий ноты наизусть. Два раза в день из динамиков, установленных вокруг памятника, в определенные часы звучат бессмертные произведения композитора. Его взор обращен на смоленскую областную филармонию.

 

 DSC04102 DSC04104 DSC04105

 

Скульптуры напротив музея Сергея Тимофеевича Коненкова:

 

DSC04110 DSC04112 DSC04113

 

Музей скульптуры Сергея Тимофеевича Коненкова »

DSC04109 DSC04207

Впервые фамилию этого выдающегося скульптора я услышал случайно, его именем названа одна из улиц Москвы, что подчеркивает заслугу Коненкова перед отечеством. Пришло время познакомиться с автором и его творчеством вплотную.

 

DSC04211 DSC04410 DSC04213 DSC04208

 

DSC04116На первом этаже представлены скульптуры известнейших исторических личностей. Литературные деятели: Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, В. В. Маяковский, А. М. Горький, М. Е. Салтыков-Щедрин. Многие из них были выполнены Коненковым с натуры при личных встречах, некоторые по имеющимся в его голове образам, и, конечно, каждая скульптура имеет свою отдельную историю создания. Это не просто немые изображения. К каждому конкретному человеку у автора было свое отношение, свои представления. В каждую отдельную работу вложено максимум эмоций и труда, чтобы скульптура выглядела живой, и, смотря на нее, можно было бы прочувствовать настроение автора. Каждая из скульптур Коненкова – часть жизни мастера, его представление о красоте мира и людей.

 

DSC04124 DSC04125 DSC04128 DSC04133 DSC04121 DSC04162

 

Другие работы можно разделить на следующие темы: портреты ученых и исследователей – Чарльз Дарвин, И. П. Павлов, В. Ф. Купревич. Тема революции в лице В. И. Ленина. Христианская тема – одна из центральных в творчестве Коненкова. «Сын человеческий» – воплощение образа Иисуса Христа, «Пророк» – олицетворение тревоги, страсти и гнева. Тема музыки возникала на протяжении всего творчества скульптура. Музыка будила фантазию Коненкова. Она вдохновила мастера на создание портретов великих композиторов и исполнителей: А. Б. Гольденвейзера, Н. В. Плевицкой.

 

DSC04118 DSC04120 DSC04167 DSC04141 DSC04143 DSC04147

DSC04150 DSC04145 DSC04166 DSC04158 DSC04160 DSC04164

DSC04153 DSC04140 DSC04154 DSC04136 DSC04135 DSC04156

 

DSC04203Второй этаж отличается от первого. Здесь в полной мере можно оценить фантазию автора. Представлены работы сказочных и мифических персонажей, мебель и фигуры, сделанные из пней, коряг и ветвей деревьев. Прекрасному полу также посвящено несколько работ, где Коненков показывает то, какой он видит красоту женского тела. Словами сложно описать впечатления, некоторые скульптуры очень оригинальные и неординарные, другие мимолетные и неинтересные. Могу сказать лишь одно: портреты реальных личностей на меня произвели большее впечатление. Видимо от того, что о некоторых, с произведениями которых я знаком, у меня имелась своя картинка в голове, и изображение либо совпадало с этим образом, либо нет.

 

DSC04170 DSC04172 DSC04175 DSC04174 DSC04185

DSC04181 DSC04179 DSC04177 DSC04204 DSC04195

DSC04210 DSC04197 DSC04193 DSC04202 DSC04190

DSC04201 DSC04183 DSC04205 DSC04189 DSC04199

 

Музей «Городская кузница XVII-XVIII веков» »

DSC04241Посещение следующего музея «Городская кузница XVII-XVIII веков» не оставило практически никаких эмоций. В этом небольшом зданьице, больше похожем снаружи на котельную или электроподстанцию, всего два небольших помещения. В первом представлен инструмент кузнеца и готовые предметы, которые в прошлом были изготовлены с помощью молота и наковальни. Их ценность именно в том, что все это не новодел, а реальные старинные предметы. По стенам развешены другие вещи старины, со многими из которых я лично познакомился, когда разгребал забитый всяким деревенским хламом сарай. Из всех представленных вещей мне больше всего запомнились ключи и замки, как навесные, так и внутренние с замысловатой конструкцией, а также огромный ларец прямиком из какой-нибудь чудесной сказки.

 

DSC04218 DSC04215 DSC04216 DSC04219 DSC04221

DSC04222 DSC04223 DSC04224 DSC04225 DSC04226

DSC04227 DSC04228 DSC04229 DSC04230 DSC04232

 

Второе помещение представляет собой макет рабочего места кузнеца в натуральную величину со всеми необходимыми атрибутами. Сердце кузницы – печь, огонь красных лампочек в которой поддерживается молчаливыми мехами. Повсюду разбросаны всевозможные железяки, в центре установлена небольшая наковальня, вершину которой венчает почему-то не огромный молот, в котором по праву должна быть сосредоточена вся сила и мощь слова «кузнец», а обычный строительный молоток. Украшено все вокруг свойственной обшарпанностью и фальшивой копотью и грязью.

 

DSC04231 DSC04233 DSC04234 DSC04235 DSC04236 DSC04238

 

В музей «В мире сказки» я зашел только потому, что проходил мимо, даже не стал за фото платить. Один зал большой: с легко узнаваемыми сюжетами и героями различных русских сказок, вызвавшими у меня лишь легкую улыбку из детства. Во второй комнате — детские игрушки и поделки. Музей будет интересно посетить только с детьми.

 

DSC04314Продолжая движение по городу на восток, я вышел к распростертым объятиям Никольских ворот, представляющих собой ныне широкую сквозную проезжую арку. Первоначально сами ворота находились в Никольской башне и назывались Еленевскими. Свое нынешнее название Никольские ворота получили позднее от стоявшего напротив деревянного храма Святого Николая. В конце XIX века сквозной проезд через ворота был закрыт, и в 1898-1900 годах в прясле стены правее башни была пробита арка 10-метровой ширины, через которую в 1901 году был проложен трамвайный маршрут.

 

Музей «Смоленский лен» »

DSC04253DSC04252

Так же, как и в некоторых других башнях, в Никольской башне открыт тематический музей — «Смоленский лен». Уникальность его в том, что он является единственным в России подобного профиля. В отличие от музея в Громовой башне, здесь нет винтовых закрученных лестниц и тесных помещений. Первый ярус – это обширная комната с не менее обширной экспозицией, главной темой которой является, конечно же, лен.

 

DSC04257 DSC04258 DSC04259 DSC04254 DSC04255 DSC04256

 DSC04292 DSC04293 DSC04296 DSC04297


DSC04274DSC04269После осмотра убранства избы начинается постепенное и наглядное знакомство с историей возделывания и обработки льна. Можно проследить полный цикл ручной обработки льна, начиная с посева и обработки земель для сбора хорошего урожая. Это тоже целая наука, которой в полной мере владели наши предки, придумывая новые и совершенствуя старые орудия и приспособления, такие как соха, плуг, борона и другие.

 

DSC04265Но это лишь начало. Правильно подготовить лен для его дальнейшего использования совсем нелегкий труд. После сбора его вымачивали продолжительное время, затем сушили и уже потом, когда стебли становились ломкими и хрупкими, мяли на специальных станках и приспособлениях – льномялках, образцы которых представлены в музее: от простых деревянных до металлических, уже больше похожих на станки. Затем наступал черед более тщательной обработки. Трепание – при помощи соответствующего инструменты, трепала. После этого лен очесывали щетками и гребнями различной величины. Чем мельче щетка – тем лучше и качественней выходило волокно, готовое для пряжи.  

 

DSC04262 DSC04263 DSC04264 DSC04260 DSC04261 DSC04268

 

Кросны DSC04302Следующий шаг – обработка этой самой пряжи. Осуществлялась с помощью прялок, веретен, мотовил и только после всех вышеописанных действий наступало чудесное преображение подготовленного материала. Начиналось тканье. Оно выполнялось на многосложных и внешне выглядящих совершенно запутанно и непонятно станках – кроснах. Созвучно со словом красный, красивый, может потому, что с его помощью невзрачную серую массу льняной пряжи становится возможным преобразить в нечто, достойное слова прекрасный?

 

DSC04273С подобными работами, выполненными трудолюбивыми женскими руками мастериц-ткачих можно ознакомиться на втором ярусе башни. Начиная от заготовок и выкроек до белья и бытовых принадлежностей, таких как полотенца, коврики, занавески, салфетки. Представлены девичьи и юношеские костюмы, женские и мужские. А также наряды для различных событий и празднеств. Например, свадебные — для жениха и невесты, свидетелей – дружки (от жениха) и подружки невесты. Все костюмы с узорами и рисунками, каждый из которых несет в себе определенный смысл и значение.

 

DSC04303 DSC04306 DSC04309

DSC04275 DSC04282 DSC04285 DSC04294 DSC04312 DSC04288

DSC04298 DSC04278 DSC04280

 

Музей очень хорош, все экспонаты подписаны, ко многим для большей наглядности приложены фотографии, к некоторым имеется подробное описание использования в быту. Но лучше не поскупиться и взять экскурсовода, который подробно все расскажет и сразу ответит на возникающие вопросы. Интересней всего будет женской половине населения. Мужикам только любознательным, остальные скривят рожи. Ну, а детям для общего развития. Подобную неотъемлемую часть истории быта наших предков нужно знать и чтить. А проследив весь описанный цикл, начинаешь реально осознавать понятие труда и относиться к нему более уважительно.

 

DSC04246Возле башни открыт мемориальный комплекс «Памяти смолян, павших при исполнении служебного долга», где установлено несколько памятных знаков, часовня и сам мемориал с одной короткой фразой-просьбой к каждому, проходящему мимо: «Помяни нас, Россия…». Через дорогу от сквера можно найти памятник советскому государственному и партийному деятелю Николаю Васильевичу Крыленко.

 

DSC04247 DSC04245 DSC04318 DSC04248 DSC04249 DSC04244

 

Молодежный центр-музей имени адмирала Нахимова »

DSC04409DSC04242Молодежный центр-музей имени адмирала Нахимова располагается в центре города в одном из строений архитектурно-исторического здания, где до революции была гостиница «Гранд-отель», а в 1920 году размещался штаб Западного фронта. Организован музей 3 января 2001 года. За четыре года собрана основная часть экспонатов музея – свыше шести тысяч предметов (не считая книг и архивных материалов).

 

На входе сразу же поражает многообразие экспонатов, картин художников-маринистов, скульптурных портретов, морских флагов. Много экспонатов прислали подшефные морские соединения Северного флота. Украшением экспозиции являются более 80-ти моделей парусных кораблей, самолетов морской авиации и вертолетов, выполненных и подаренных музею судомоделистом Лапиным, участником войны в Северной Корее. Среди экспонатов есть уникальные экземпляры: кинжал «Джамбия», врученный премьер-министром Йемена; флаги ВМФ 20-30-х годов и многое другое.

 

В музее действует пять экспозиционных залов.Мемориальный.

1. Монумент «Скорбящая мать». Барельеф коленопреклоненного моряка со знаменем. Часовня с горящей свечой и колоколом. На стилизованном борту корабля установлены 16 скрижалей с именами 6 тысяч смолян-моряков, отдавших жизнь за свободу и независимость своей Родины в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.), в том числе портреты 12 Героев Советского Союза.

 

2. Мировой океан. 

Размещается карта “Мирового океана” с портретами известнейших русских исследователей и кругосветных мореплавателей. Стенд с 30 именами и портретами моряков-смолян, исследователями Тихого океана, Дальнего Востока и Русской Америки. Атрибутика парусных кораблей — штурвал, магнитный компас, штурманские приборы, действующая модель Таллиннского маяка, модели парусных кораблей. Большая коллекция ракушек, морских рыб и животных Средиземного, красного морей, Индийского и Тихого океанов. Большой аквариум с рыбками.

 

3. Дореволюционный флот России (1700-1917гг.).

Рассказывает и показывает историю развития флота России и роль в ней смолян-моряков. В нем размещаются: в центре зала скульптурный портрет выдающегося флотоводца, героя Синопа и Севастополя адмирала П. С. Нахимова и светлейшего князя Потемкина, создателя Черноморского флота России, основателя городов: Севастополя, Одессы, Херсона, Николаева. Скульптурный портрет Петра I, создателя Российского ВМФ, в период Северной войны он 8 раз бывал в Смоленске.

 

Большая коллекция их 31 макета парусных и паровых боевых кораблей, выполненных строго по чертежам, среди их числа крейсер «Аврора». 10 художественных картин, форма одежды и ее элементы, снаряжение, соответствующее тому времени – все пропитано духом и романтикой морских походов и сражений.

 

4. Предвоенные годы, годы Великой Отечественной войны и с 1945 года до наших дней.

Показана боевая деятельность 4 флотов: Балтийского, Черноморского, Северного и Тихоокеанского, морской пехоты на сухопутных войсках, Пинско-Днепровской флотилии и участие смолян-моряков в них. С помощью подлинных документов, фотографий, наград и личных вещей в экспозиции рассказывается о командирах, капитанах, героях ВМФ.

 

5. Морские летчики в истории развития морской авиации. 

Смоленск возник как торговый, ремесленный и культурный центр на Днепре в 863г. Через Смоленск проходил знаменитый путь «из варяг в греки», водные пути в страны волжского бассейна. Здесь, на Днепре, зарождались у восточных славян кораблестроение и мореходство. Зал рассказывает о роли смолян морских летчиков в создании и развитии этой составной части флота с момента ее зарождения (1910г.) до сегодняшних дней. Большое место уделяется роли смолян в послевоенном развитии морской авиации. В зале имеется 31 макет моделей самолетов и вертолетов.

 

Отдельно добавлю: если внимательно изучать каждый предмет и вдаваться в историю каждого героя, корабля, события, то не хватит и целого дня, чтобы все охватить.

 

 

DSC04411

После посещения музея со столь обширной экспозицией я взял передышку в ближайшем дворе. Музейная программа была практически исчерпана. На закуску, или можно сказать на запивку, оставался последний музей с многообещающим названием – музей русской водки. Путь к нему лежал через северную часть города, где находится Вознесенский монастырь.

 

DSC04415

Стоило мне свернуть с основной пешей «магистрали» в частный сектор, как дорога приобрела свой истинный облик, так хорошо знакомый и известный по всей России: подобие асфальта, будто бы просто вылитого из огромной банки, растекшегося случайным образом, как лава из жерла вулкана, и застывшего вперемешку с кусками отколотых кирпичей и рассыпанного щебня с песком. Дополняет картину открытый посреди дороги люк, служащий видимо в качестве наглядного предупреждающего знака: «Стой! Впереди дно! Дороги нет!». Шутки шутками, а дорога действительно отвратительная, спускаться с крутой горы даже пешком в ясную погоду было неудобно.

 

DSC04416DSC03826

Такая ужасная дорога в центре Смоленска иного желания как напиться и забыться не вызвала. Осуществить желаемое можно было бы с размахом в музее русской водки, однако Пятницкая  башня, как и многие другие объекты в городе, временна была закрыта на ремонт в связи с проводимой в городе масштабной подготовкой к празднованию 1150-летия Смоленска.

 

Напиться и забыться у меня не вышло, зато больше не нужно было никуда спешить. Все отмеченные музеи были посещены, и мне оставалось только насладиться неспешной прогулкой вдоль стены по направлению к Днепровским воротам, выстроенным на месте Фроловской башни, по праву считающейся номером один, потому что именно эти ворота открывали прямую дорогу и принимали гостей из Москвы.

 

DSC04418 DSC04419 DSC04423 DSC04420

 

До наших дней башня не выстояла, пострадала во время осады Смоленска польскими войсками в 1609-1611 годах и освобождении города московским войском в 1654 году. В 1729 году на ее месте была построена деревянная церковь, но после того как из-за ветхости она была разобрана, в 1795-1811 годах на ее месте была построена новая каменная церковь Смоленской иконы Божией Матери, названная именем иконы Богоматери Одигитрии, привезенной в 1602 году Борисом Годуновым.

 

DSC04427 DSC04421 DSC04424 DSC04428

 

DSC04429На другой берег перебираться я не планировал, поэтому взял курс на соборную гору в самое сердце Смоленска. Как и Михаил Илларионович Кутузов, чей памятник установлен в сквере напротив Днепровских ворот, я не сводя глаз смотрел на то, как Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы взгромоздился на вершине горы.

 

DSC04430 DSC04431 DSC04453

 

Попасть к собору можно было только по обходному путиDSC04433Подобраться к стенам собора оказалось не так просто, потому что всеобъемлющая подготовка к празднованию юбилея Смоленска не могла обойти стороной это главное религиозное сооружение города, и парадная лестница, ведущая к входу, была перекрыта. Но обходной путь во двор все же существовал.

 

DSC04437DSC04440DSC04439Дождик сдержанно накрапывал, соблюдая ритм барабанной дроби, которая обычно звучит перед событиями особой важности. Прятаться я не стал, лишь накинул на всякий случай куртку, и пошел вглубь дворика, выгадывая оптимальное место для фотоснимка. Найдя подходящую точку, я развернулся лицом к собору. В этот же момент дождь сорвался с цепи и вырвался на волю, беспощадно поливая все вокруг. Замерев на месте от необъятной красоты, впитывая в себя исходящую мощь и энергию от этого воистину колоссального гиганта, живущего на вершине горы, я был не в состоянии пошевелиться и предпринять попытки к бегству. Я просто молча стоял, сравнивая собор с древним старцем, к которому люди ходят толпами по извилистой тропинке, каждый преследуя свою цель.

 

DSC04444

 

Размышления »

DSC04457

Уже не одно столетие изо дня в день старец этот выполняет одну и ту же функцию. И как мудрый человек, познавший многое, единственное, что он может сделать, это молча внимательно выслушать, просто выслушать, иногда этого вполне достаточно. Над теми, кто пришел изливать черные клубы жалоб и претензий, он может лишь с досадой покачать головой. Для тех, кто пришел по расписанию с целью опустошить переполнившуюся чашу грехов, ему остается сыграть роль приемника-утилизатора, потому что они, ни на секунду не задумываясь о том, чтобы самим отчистить чашу от накопившейся грязи, просто выплескивают ее ему в лицо из своих кубков, чтобы в этот же вечер можно было наполнить их вновь.

 

Страждущие как приходят, так и уходят, а поскольку старцу нет никакого дела до таких посетителей, он просто открывает форточку после их ухода, чтобы проветрить испорченный воздух и смыть дождем натоптанную на пороге грязь. Гораздо трудней переносить обезумевших фанатиков, которые составляют подавляющее большинство, постоянно отвлекают от более важных дел своими непрекращающимися поклонениями со свечами в руках и выдуманными молитвами, чаще всего бесполезно сотрясая воздух. Кроме того, они еще и придумывают всевозможные правила и обряды, заложниками которых сами потом и становятся.

 

Осложняет ситуацию то, что нет никакого способа обратиться к ним напрямую с целью просвещения. Достаточно вспомнить, чего стоила попытка пару тысяч лет назад, жестоким  напоминанием о провале которой стали две перекрещенные палки с распятой надеждой вселить в людей здравомыслие. Стоит старцу только глянуть на это напоминание, ставшее наказанием, так ему сразу тошно становится. Вот и остается мудрецу только терпеть, чтобы не натворить еще больше бед, стараясь не обращать внимания на этих безумцев, и даже позволять им наводить свои порядки в его доме.

 

Тем же, кто пришел просто посидеть рядом, выразить искренние слова благодарности или спросить доброго совета, он всегда рад и с великим удовольствием ответит своей старческой улыбкой. И если, всматриваясь в глаза, увидит свое отражение, пусть даже в некоторых глазах мутноватое или размытое, все равно обрадуется, что еще есть смысл. Есть смысл жить.

 

DSC04436 DSC04438

 

DSC04434Насладившись видом, я направился внутрь собора. По скрипучему паркету я шагал с огромной осторожностью, будто бы боясь расплескать переполненное чувство восхищения, которое вот-вот готово было вылиться через край. Я присел на лавочку и закрыл глаза, чтобы не потерять ни капли, и глубоким вдохом поглотить возникшую бурю эмоций. Время на время остановилось. Успокоился. После этого я уже просто молча окинул взглядом внутреннее убранство и священнослужителей, расхаживающих по залу. На меня вдруг нахлынула вторая волна размышлений: что стало бы со всеми этими людьми, если бы перед ними возникли неопровержимые доказательства того, что все, во что они верят и чему отдают жизнь, является ложью или чьей-то шуткой? Что, если мир устроен совсем иначе? Думаю, что это был бы полный hard reset (полный сброс) без возможности восстановления. Но у некоторых программа настолько вшита в мозги, что инстинкт самосохранения просто не позволил бы этому случиться. А, значит, они продолжили бы заниматься тем же, чем и раньше, не взирая ни на что. Это же нормальное явление среди людей. И вовсе не обязательно касаться религии, достаточно посмотреть вокруг. После разминки для ума я встал и так же аккуратно вышел, как и вошел.

 

Дождь стих, но уходить мне совсем не хотелось. Я купил сдобный рогалик и устроился на лавке во дворике, чтобы отдохнуть перед последним рывком по еще не изученным местам. Настроение и окружение сделали прием пищи особенно приятным. Выйдя с территории соборной горы и поднявшись обратно к центру города мимо Троицкого монастыря, я свернул снова на восток с целью осмотра оставшейся части стены.

 

DSC04451 DSC04449 DSC04450 DSC04446

 

По карте расстояние не казалось таким уж большим, но рельеф вновь сыграл свою бугристую роль, заставив меня попетлять по местности. С любой точки на возвышенности был виден Успенский собор, а с территории церкви Георгия Победоносца, к которой меня привела очередная крутая лестница, так вообще видно было и другие окрестности, находившиеся далеко за пределами стены. Кажется, что вот она, так близко, но подобраться напрямую невозможно.

 

DSC04455 DSC04454 DSC04456 ...все как на ладони.

 

После спуска от церкви меня ждал вновь крутой подъем, а за ним еще одна лестница, которая вывела меня куда-то на самое дно, усыпанное домами и коттеджами. Создавалось ощущение, что я шел действительно по дну некогда высохшей реки, даже название у улицы соответствующее: «Зеленый ручей». Она тупиковая и проходит в овраге. Выбраться в сторону цивилизации оказалось возможным лишь по единственной дороге, сделав еще один хороший крюк.

 

DSC04459 DSC04460 DSC04461

 

Восточная часть смоленской крепости в корне отличалась от всех остальных уцелевших фрагментов. Здесь уже не было толп мирно прогуливающегося народа, зато полностью отсутствовал хоть какой-либо надсмотр и контроль. Полная свобода действий выразилась на этом отрезке стены различными непристойными выражениями на ее поверхности, явной неухоженностью, изуродованными кусками кладки, отгрызенными кирпичами, проломленными проходами, горами мусора, статусом общественного туалета. Та же участь постигла и некоторые башни, никак не защищенные от нашествия варваров.

 

Прежде всего, это касалось башни Орел, которая своим внешним видом больше напоминает могущественную ладью с поля боя шахматной доски. Тематических музеев в башнях не было, но башню Орел я бы окрестил музеем примерно со следующим названием: «Отражение человеческого воспитания по отношению к культурному наследию в XXI веке».

 

DSC04462

 

Экспозиция более чем наглядная: на первом ярусе кладбище кирпичей и прочего хлама, видимо, неоднократно пылающего в чреве башни; узкие своды башни наполнены отвратительной вонью и ухмыляющимся мраком, скрывающим еще неизвестно какие подробности, поэтому по лестнице я поднимался со всей осторожностью с одной лишь мыслью о том, как бы куда не вляпаться; перекрытия в башне обрушены, остались лишь обугленные балки, поэтому на втором ярусе делать совершенно нечего, разве что посидеть в окошке с пачкой семечек и бутылочкой пива?

 

 DSC04463 DSC04474 DSC04468

 

Белый пучок света в конце лестницы вывел меня на поверхность крепостной стены, где появилась возможность полной грудью вдохнуть воздуха и полюбоваться окрестностями. И из всех озвученных минусов именно здесь и заключался единственный, но очень жирный плюс, особенно для туристов, заключавшийся в свободном передвижении по поверхности крепостной стены! Можно было и просто посидеть над обрывом, свесив ноги. Никаких ограждений не наблюдалось, стена был абсолютно голая со стороны города, поэтому не стоило забывать про осторожность. Одним неловким движением или случайно поскользнувшись, можно было и самому стать кучей ненужного хлама. Вдоль другой стороны сохранились оборонительные зубцы. Имея богатое воображение, можно воссоздать в голове кусочек героической обороны в годы кровопролитных войн, или же просто насладиться видом зеленого пейзажа.

 

DSC04473 DSC04472 DSC04465 DSC04467

 

DSC04477Сильно размахнуться по всей стене не вышло, с одной стороны я уперся в решетку на башне Позднякова, а с другой шла активная реставрация Авраамиевской башни, изначально служившей восточными воротами. Название она свое получила от находящегося неподалеку Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря, также активно реставрируемого.

 

DSC04478 DSC04476

 

Полагаю, что раньше проход был свободный на всем уцелевшем участке стены, в интернете в поддержку этой версии имеется множество фотографий. Видимо, в связи со стремительно надвигавшейся реставрацией в пустующих башнях поставили решетки и закрыли все проходы. Многострадальная башня Орел была перекрыта лишь частично, но выбраться на макушку и возомнить себя средневековым стрельцом было невозможно. Зато проникавший свет приоткрыл завесу тайны о содержимом лестниц и проходов: повсюду валялись бутылки, мелкий мусор среди коричневых лепешек и даже презервативы.

 

По обратном пути в сторону хостела вновь начался дождь, стремительно переросший в ливень, но намеченная мною программа на день была исчерпана, так что я перебрал еще раз в голове минувшие события, осмотренные памятники с церквями, посещенные пять музеев. Среди них выделить можно только три, но все равно это был, пожалуй, личный рекорд посещаемости культурных мест за одни сутки. Также я успел досмотреть оставшуюся часть уцелевших фрагментов стены и непосредственно близко ознакомиться еще с несколькими башнями. 

 

DSC04475 DSC04479 DSC04481

 

Пришло самое время поделиться собранными по кусочкам впечатлениями о смоленской крепости, которые по возвращении к Никольским воротам сложились в мозаику. Прежде всего, меня поразил размах строительства. Весь город был изначально охвачен крепкими стенами, выстроенными за какие-то семь лет при технологиях рубежа XVI-XVII веков. Удивило разнообразие уцелевших башен, практически каждая из которых разительно отличается от остальных. Многие имеют свою уникальную неповторимую архитектуру. Обрадовало, что до наших дней устояла примерно половина стен и башен, несмотря на многочисленные разрушительные войны на территории Смоленска, всегда в первую очередь принимавшего на себя удары неприятеля, желавшего прорваться к Москве. Приятно было наблюдать процесс активной реставрации. На обратном пути я заметил еще несколько башен, в том числе Долгочевскую, охваченных пленительной зеленой сеткой и копошащимися человечками с молотками в руках. В некоторых башнях открыты музеи. Все это подтверждает бережное отношение к культурному наследию, несмотря на испохабленную башню Орел, до которой, я уверен, также доберется рука реставратора. Стены идеально вписываются в архитектуру города и дополняют его, придают уникальности. Без них он выглядел бы пустым и, не побоюсь этого слова, обычным. Находясь же в кольце стен, я постоянно ощущал себя в совершенно иной атмосфере, будто они защищали меня от любых внешних напастей и неприятностей, позволяя спокойно и беззаботно любоваться красотами Смоленска. Интересно было бы послушать мнение местных жителей по этому поводу, так как описание, данное мною, наверняка подтвердит любой вновь прибывший турист, увидевший крепость. Она тут же крепко-накрепко захватит собой все его внимание, очарует, возводя в мозгу башню воспоминаний из кирпичиков восхищения, закрепляя их стойким цементом восторженности.

 


 

Напомню, что я планировал задержаться в Смоленске на два дня, но также дал себе обещание, что дальше никуда не поеду, пока не разошлю всем подписчикам новости обо всем пережитом за десять дней путешествия. С утра вчерашние жильцы съехали. Добравшись по вновь освеженным после дождя улицам города до хостела, предварительно зайдя в магазин за провизией, я обнаружил себя в одиночестве среди застеленных кроватей. «Так оно даже и лучше» — собирался я уже было приступить к письменному оформлению отчета, но спустя некоторое время чьи-то смелые руки постучали во входную дверь. Пришлось ощутить себя на месте Глеба, открывшего мне вчера дверь. Показалось трое парней, по исходящему резкому запаху и огромному рюкзаку я сразу догадался, что это «свои» ребята из числа одичавших туристов. Мы все вместе уселись на кухне в ожидании администратора, которая вот-вот должна была подойти, перекинулись буквально парой вопросов, которые уже окончательно подтвердили мои догадки: это были трое голодных, уставших, немного одичавших байдарочников после десяти дней пути по просторам Днепра. Они в свою очередь узнали о моих достижениях и планах, и я уже приготовился к дальнейшей беседе, как пришла администратор и забрала парней с собой в соседнее здание. Я вновь остался один.

 

Но ненадолго. Едва я успел закончить прием пищи, нагло приготовленной на этот раз на горелке прямо в помещении с нарушением всех правил пожарной безопасности, и нажарил семечек, как послышались уже знакомые голоса. Около 23:00 мы вчетвером отправились на улицу под морось. Сразу же посыпались перекрещивающиеся вопросы на тему туризма, пока не возник один общий: «Куда бы податься в столь поздний час?». Не услышав от собеседников более щадящего предложения, чем вчерашняя пивнушка «KillFish», только и оставалось вновь отправиться туда. После осмотра нас охраной на наличие колюще-режущих предметов (чего вчера, к слову, не было), беседа приобрела более размашистый характер.

 

Коля, Саня, Женя – отличные веселые парни. Все трое — учителя физкультуры, занимающиеся в свободное время различными видами туризма. Об их профессии я так и не смог догадаться даже после подсказок и намеков. Потом прозвучали другие не менее интересные загадки, вопросы из «Что? Где? Когда?». И конечно же, жизненные истории, стремительно льющиеся потоками рек с их стороны и бегущими километрами дорог с моей стороны. Я с искренней заинтересованностью слушал об их 10-ти дневном приключении и самом драматичном моменте, когда обшивка байдарки после неудачного маневра была пробита, и она пошла на дно. Как они затем выходили из положения, проводили нескучные дни, делили обязанности. Я в свою очередь рассказывал об этапах подготовки, снаряжении и самых запомнившихся моментах в пути. Продолжился разговор в общих темах, кто где побывал или хочет побывать, что успел посмотреть за свою жизнь. Наслушался о европейской жизни в городах, куда я планирую обязательно попасть в ближайшем будущем.

 

В два часа ночи, употребив уже достаточное количество соответствующего алкоголя, оглохшие от надрывающейся музыки, явно превышавшей громкость нормального человеческого голоса, но все равно довольные, мы вышли на свежий воздух, которым был наполнен ночной Смоленск после дождей. Едва я добрался до кровати, так тут же распластался на ее мягкости, поверженный усыпляющей силой усталости и алкоголя, уже заранее упиваясь сладкой мыслью о завтрашнем выходном дне, который наполнит меня восстанавливающей силой временного бездействия.

 

Метки . Закладка постоянная ссылка.

Возможность комментирования заблокирована.