22 июля — день 21-й

Где был: Таллин (Эстония, Харьюмаа)

Что запомнилось: Таллинская телебашня • развалины монастыря Девы Марии Ордена Святой Бригитты • велодорожка вдоль набережной • мемориал Маарьямяэ • Певческое поле • звуковая скульптура Cromatico • памятник броненосцу «Русалка» • дворцово-парковый комплекс Кадриорг (Екатериненталь) • Черная дама с собачкой • дом-музей Петра I • художественный музей KUMU

 

Погода: ясно • +22…+24 ºС

Ветер, мое направление: ⇓⇙, 3-5 м/с • —

Сон, подъем, отправка: ≈ 08:30 • ≈ 08:30 • 11:00

В пути, лагерь, отбой: — • 18:00 • ≈ 00:00

Пройдено: 1463км + 25км = 1488км

 


 

 IMG_2144С утра я сразу же поехал к маячившему на горизонте шпилю Таллинской телебашни. Его видно не только при въезде в Таллин со стороны Нарвы, но и практически отовсюду в городе. И это не удивительно, Таллинская телебашня является самым высоким сооружением Эстонии, ее высота составляет 314 метров.

 

 IMG_2145 IMG_2146

 

Изначально я планировал подняться в башню и помахать оттуда приветливо Таллину ручкой, но передумал, потому что для панорамного обзора города у меня уже кое-что  было запланировано, притом поближе к сердцу Таллина и гораздо, как я посчитал, более интересное.

 

IMG_2149 IMG_2147Строительство башни было приурочено к Олимпийским играм, проводившимся в Советском Союзе в 1980 году. Об этом и других важных событиях из жизни башни рассказывает фотовыставка в фойе. Особо подчеркнут захват башни российскими десантниками во время Августовского путча в 1991 году. В память об этом даже проводятся соответствующие теме игры-мероприятия, а у подножия башни установлен мемориальный камень.

 

Недалеко от телебашни находятся развалины некогда крупнейшего католического комплекса на территории всей Ливонии — монастыря Девы Марии Ордена Святой Бригитты

 

IMG_2170 IMG_2171 IMG_2189

 

Развалины монастыря Девы Марии Ордена Святой Бригитты »

IMG_2154IMG_2152Строительство монастыря было начато в 1407 году, и первоначально его здания были деревянными. Возведение каменных зданий началось лишь в 1417 году. Согласно проекту, это была типичная для того времени постройка в позднеготическом стиле. Строительные работы были завершены в 1436 году. Но стены монастыря прослужили священным домом для послушников Ордена Святой Бригитты всего около 120 лет. В 1557 году в ходе Ливонской войны монастырь был обращен в руины войсками Ивана Грозного. От величественного здания до наших дней сохранились лишь массивный фасад, стены, лабиринты из фундамента с подвалами, да кладбище, где в XVII веке хоронили местных крестьян.

 

Как река Пирита сливается с морем в том месте, где лежат руины монастыря, так и я отсюда же уже полноценно слился с Таллином. Вдалеке сперва показались столбы небоскребов, затем красная черепица Старого города с тонюсенькими иголочками церковных шпилей, многочисленные корабли, паромы, яхты. Всюду на побережье «каркали» чайки, некоторые паря в воздухе, другие сидя на теплых камушках. Для людей же благоустроена набережная, естественно, с велодорожками, да притом находятся они по обе стороны от проходящей параллельно автомобильной дороги. 

 

IMG_2224 IMG_2210 IMG_2209 IMG_2259 IMG_2207 IMG_2206

 

На набережной установлено несколько исключительных по оформлению памятников различным известным личностям:

 

IMG_2205

IMG_2213Георг Лурих, возможно, является одним из самых известных спортсменов Эстонии. Он был двукратным чемпионом мира по французской борьбе и в историю вошел как идейный популяризатор спорта. Кроме того, Лурих был одним из тех, кто стоял у истоков российской спортивной публицистики.

 

Памятник, похожий то ли на раздутый парус, то ли на дельфина, или волну, посвящен Шарлю Леру — американскому аэронавту и парашютисту, создателю парашюта собственной конструкции. В 1889 году во многих городах Российской империи он демонстрировал полеты на воздушном шаре с последующими прыжками с парашютом. Его страсть и стала причиной его погибели. О трагической смерти отважного воздухоплавателя-парашютиста писали все газеты России. Ему было всего 32 года.

 

IMG_2212

Памятник в форме куба с зеркальными гранями отражает еще одну трагическую смерть. Майкл Парк был штурманом у эстонского автогонщика-раллиста Маркко Мартина. 18-го сентября 2005 года, проехав несколько километров после старта, их Peugeot 307 WRC вылетел с дороги, и на скорости ≈ 120 км/ч впечатался правой стороной в дерево. Штурман получил несовместимые с жизнью травмы и скончался. После этой трагедии Маркко Мартин завершил профессиональную карьеру гонщика.

 

IMG_2218Здесь же, на набережной, находится Эстонский исторический музей. Его выставка рассказывает о создании и развитии государства, об оккупациях и восстановлении независимости через предметы, документы и биографии. Но был вторник, музей не работал. Тогда я поднялся на холм мемориала Маарьямяэ, где нашли упокоение как сами оккупанты, так и их жертвы. Может, именно от того мемориал известен еще и как «площадь Примирения».

 

 Мемориал со стороны набережной хорошо заметен по возвышающемуся на холме огромному обелиску. Однако он посвящен не событиям Великой Отечественной войны, как можно было бы подумать, а морякам Балтийского флота, сумевшим переправить суда с ценным грузом через Финляндию в российский Кронштадт в феврале 1918 года, когда Эстония была оккупирована кайзеровской Германией. Эта операция стала известна как «Ледовый поход». В мемориальный комплекс входит и братская могила моряков с эсминцев «Автроил» и «Спартак», захваченных в Таллинской бухте английскими интервентами.

 

IMG_2230 IMG_2226 IMG_2222

 

С течением времени на холме появились не только новые памятники, но и церемониальная площадь. Построена она была к 1975 году, и главной достопримечательностью на площади была и остается скульптурная композиция «Негаснущее пламя», выполненная в виде высеченных в доломитовой стене ладоней, согревающихся о пламя Вечного огня. Только вот сам огонь давно уже погас, о нем напоминает лишь оставшаяся тут горелка. Зато кресты на немецком военном кладбище чтят память о тех, кто здесь захоронен. Мне также удалось обнаружить упоминания о подвигах русских солдат.

 

IMG_2225 IMG_2232 IMG_2227

 

IMG_2235Путь к следующей цели мною был выбран не самый удачный. Вдоль склона холма расположились элитные дома и даже американская резиденция, вот только проезда через них, естественно, не нашлось. Мне так не хотелось спускаться обратно на набережную, но все же пришлось. И причина вовсе не в лени, а в том, что Певческое поле, куда я направлялся, представляет собой крутой покатистый склон, на который пешком-то идти запыхаешься, что уж говорить про загруженный велосипед.

 

IMG_2245На территории Таллинского Певческого каждые пять лет проводится  общегосударственный и национальный певческий праздник, являющийся не только для эстонского народа одной из ценнейших культурных традиций, но и признан ЮНЕСКО как объект фонда шедевров устного и нематериального культурного наследия всего человечества.

 

О празднике »

IMG_2247Первый певческий праздник, на котором участвовало 878 певцов и музыкантов, был проведен в Эстонии в 1869 году и стал впоследствии очень значимым в национальном пробуждении эстонцев, основав обычай последующего проведения таких событий каждые 5 лет. Прерывалась традиция лишь единожды в период Великой Отечественной войны, но по ее окончании вновь возобновилась.

 

 Первый всеобщий певческий праздник, проведенный на певческом поле, состоялся в 1928 году на специально оборудованной сцене. Современная эстрада была построена в 1960 году по проекту, разработанному архитектором Аларом Котлином. Самый большой объединенный хор, выступавший на этой сцене одновременно, состоял из 24 500 певцов.

 

На певческом празднике в 1988 году на поле находилось более 300 000 человек. Эстонцы собрались не только для того чтобы послушать национальные песни, но и с целью выражения своих политических требований. На этом мероприятии эстонцы впервые громко потребовали восстановления независимости Эстонии.

 

IMG_2248

IMG_2249

Этот праздник представляет собой огромнейший концерт под открытым небом. При проектировании учитывались особенности ландшафта: люди сидят на склоне, а арка певческой эстрады отражает звуки к слушателям. Обычно число участников праздника достигает 25 000–30 000 человек, на сцене может находиться около 18 000 певцов! Одновременное пение такого огромного количества исполнителей никого не сможет оставить равнодушным. Еще бы! Мне даже представить сложно масштаб заряда того сгустка энергии, что окутывает поле, его участников и зрителей во время шествия праздника. Попади я в Таллин буквально на пару недель раньше — я смог бы все это наблюдать своими собственными глазами и ушами. Но в день моего приезда поле пустовало, а печаль о том, что следующий праздник будет только в 2019 году, ясно отражалась во взгляде единственного сидящего на вершине склона зрителя — Густава Эрнесакса — одного из известнейших эстонских композиторов, под чьим руководством певческие праздники проходили в XX веке.

 

IMG_2236

Незначительную частичку того гула, что закладывает уши во время праздников, можно попробовать воспроизвести собственным голосом в специальной звуковой скульптуре Cromatico. Она создана из бетона, имеет грани, многочисленные проемы и 12 комнат разных размеров, каждая из которых отзывается с различной высотой звука. Со стороны скульптура напоминает клавиатуру рояля из черных и белых клавиш. Скульптура была удостоена награды «Бетонное сооружение 2011 года».

 

Из комментария жюри: «Это очень сложное инженерно-техническое решение, в котором соприкасается представление художника о звуках и их распространении, а также техническая реализация проекта. Cromatico дает бетону новую роль – использует его акустически. Качество бетонных работ очень хорошее. Волшебство состоит именно в том, что используется лишь бетон, и ни одного дополнительного приспособления. Скульптура удачно вписана в ландшафт». Было бы интересно послушать профессиональное пение, а не только жалкое эхо собственного голоса.

 

IMG_2237 IMG_2238 IMG_2239

 

IMG_2256

 IMG_2251Крутой спуск от Певческого поля вывел меня прямо к памятнику, отмеченному у меня просто как «Русалка». Однако на вершине монумента сидит не всем знакомое мифическое существо с рыбьим хвостом, а возвышается скульптуры ангела, держащего в руке позолоченный крест, указывая им в направлении места, где затонул одноименный броненосец, в результате крушения которого 7 сентября 1893 года погибли 177 членов экипажа.

 

 

Этот памятник считается одной из важнейших достопримечательностей Таллина. Территория перед ним огорожена массивными цепями. Они крепятся к каменным столбикам, на которых размещены таблички с именами погибших низших чинов экипажа броненосца. На площадку, расположенную на пьедестале, ведет каменная лестница. Здесь размещен бронзовый барельеф, изображающий корабль в бушующем море, а также высечены имена двенадцати погибших офицеров. Вокруг памятника установлены старинные фонари.

 

IMG_2252 IMG_2254 IMG_2255 IMG_2253

 

Сразу через дорогу от памятника располагается самый грандиозный в Эстонии дворцово-парковый ансамбль. И это не удивительно, ни кто иной, а сам император Петр I  решил построить здесь в 1718 году летнюю резиденцию для царской семьи. Название парку было дано в честь супруги императора Екатерины I — Екатериненталь, что переводится с немецкого как «долина Катерины», но с течением лет название приобрело эстоноязычный оттенок и стало наименоваться как Кадриорг, то есть «долина Кадри».

 

IMG_2263

 

Дворцово-парковый комплекс Кадриорг (Екатериненталь) »

Дворец в стиле барокко построен в итальянской манере по проекту итальянца Никколо Микетти. Строительными работами первое время руководил его помощник Гаэтано Кьявери, однако заканчивал строительство известный русский архитектор Михаил Земцов. Возводили дворец русские мастера, специально привезенные Петром I из Санкт-Петербурга, Пскова и Новгорода. Царь так же внес свою лепту — сам собственноручно заложил в стену будущего дворца целых три кирпича (в северо-восточном углу здания их-по прежнему видно, так как по традиции их не штукатурят). Однако увидеть в завершенном состоянии дворец ему было не суждено. Когда в 1725 году Петр I скончался, дворец все еще был окружен строительными лесами. Работы были закончены только спустя два года, однако к тому моменту и Екатерина I, которой был подарен дворец, уже тоже скончалась. Таким образом, работы были закончены за девять лет, и царской резиденцией дворец служил уже последующим поколениям российских правителей, причем всем, за исключением Павла I. 

 

IMG_2281 IMG_2279 IMG_2272

 

А с того самого момента как Петр I дал распоряжение о строительстве дворцово-паркового ансамбля, и я приехал на него посмотреть, прошло ровно 296 лет. Да-да, я случайно попал на день его рождения! (Хотя, по сути, рождение — это уже конечный этап, знаменующий начало. Ну, да неважно). Естественно, это было чистым совпадением, и я по приезду о проведении какого бы то ни было празднества мог только лишь догадываться: слишком уж велико было скопление людей, в том числе и с телекамерами.

 

IMG_2264Среди толп бродячего народа четко выделялась фигура расхаживающей грациозной походкой загадочной Черной дамы с не менее черной собачкой. Имя дамы можно было узнать, приняв участие в игре «Охотники за именем»: «Ты должен узнать профессию Черной дамы, но она отвечает только тому, кто назовет ее правильно по имени. В парке спрятано восемь разных букв, из которых состоит ее прекрасное имя. Буквы найдешь по подсказкам. В каждом тайнике найдешь фотографию следующего тайника. Когда найдешь все буквы, отыщи Черную даму с собачкой и позови ее по имени. Она назовет тебе в ответ свою профессию».

 

 Ну, что ж, должен, так должен. Первую букву я нашел тут же «у дворцовых ворот, ведущих в сторону моря». «Первая «Э», хорошо. Возможно, Элизабет?» — подумалось мне. Тут же следующая подсказка: «Вторую букву найдешь в дворцовом саду». И стоило мне лишь заглянуть за угол дома, так я чуть не позабыл зачем пришел, больно уж там красиво! Яркие цветы, изящно подстриженные кусты, живые изгороди и цветники, игривые фонтаны, интересные скульптуры. По-царски.

 

IMG_2270 IMG_2271 IMG_2280 IMG_2276 IMG_2273

 

IMG_2282Второй буквой оказалась «Л». «Ну, точно Элизабет!». Чтобы проверить свою догадку, мне предстояло покинуть сад, так как территория для игры охватывала весь парк Кадриорг. Ведомый подсказками в поисках спрятанных букв, я так и продолжил прогулку. Прошелся мимо бывшей царской кухни, где ныне расположился музей Миккеля с коллекцией западноевропейского искусства, но внутрь пока заходить не стал, так как был увлечен поисками. Посмотрел на нынешний президентский дворец — сейчас это отдельно стоящее здание, а в 1930-е годы Кадриоргский дворец служил резиденцией главы государства. Вход охраняют двое часовых с каменными лицами и непоколебимым взором. Это солдаты очень престижного президентского полка, однако в сине-черно-белых цветах эстонского флага они больше похожи на бравых морячков.

 

IMG_2605 IMG_2611 IMG_2608

 

IMG_2604

Заглянул в дом-музей Петра I, известный также как «старый дворец». В этом доме царская чета останавливалась многократно, начиная с 1714 года. После смерти Петра домик начал разрушаться. Решение восстановить историческое здание было принято после визита в Эстляндскую губернию императора Александра I в 1804 году. Дом был перестроен, и в конечном итоге его планировка стала лишь отдаленно напоминать изначальную.

 

IMG_2595 IMG_2598Музей интересен тем, что в нем и сейчас живут предметы, окружавшие Петра I и его супругу Екатерину I в повседневном быту во время их визитов в Эстляндию — не только в Ревель, но и Нарву, где раньше тоже был дом Петра (разрушен во время бомбежки 1944 года). Часть предметов из нарвского «двора» успели эвакуировать, и после войны они были переданы этому музею. Из обстановки петровского времени сохранилась кровать, заказанная царем для супруги, столы и кресла, выполненные местными мастерами по последней моде, секретер, роскошные барочные зеркала, в которые 300 лет назад смотрелась Екатерина.  Есть в экспозиции и трофеи Петра: стол-компас с партой балтийских земель и обитый тюленьим мехом дорожный сундук. 

 

IMG_2613

Среди аллей парка находится уже четвертый по счету памятник Фридриху Рейнгольду Крейцвальду, осмотренный мною по ходу путешествия. Однако стоит отметить, что этот монумент является самым большим. Рядышком расположились солнечные часы, а напротив памятника в центре Лебединого пруда установлена беседка, где по праздникам играет духовой оркестр.

 

IMG_2618 IMG_2630 IMG_2339

 

IMG_2283Когда все буквы были собраны, я пошел обратно к Черной даме.

— Элеонора! — окликнул я ее по составленному из букв имени.

— Да-а, — получил я протяжный ответ, дополненный незатейливой улыбкой.

 

Не дожидаясь очевидного вопроса, она сразу продолжила:

— Итальянская актриса. И бросив эту короткую фразу, дама тут же принялась позировать перед фотоаппаратами.

 

Раскрытие имени и профессии было лишь частью большой игры «Дня Черной дамы» — так звучала тема праздника. Нужно было пройти регистрацию на участие в главном конкурсе, но мне вполне хватило и поиска букв.

 

IMG_2335 IMG_2288Однако не ощутить себя частью общего праздника все равно не получилось бы, потому что внутри дворца творился настоящий хаос, связанный с проведением конкурсов. Сама по себе тема праздника была основана на выставке художницы Эвелине фон Майдель «Черно-белый мир». Всюду на стенах были развешаны вырезанные из черной бумаги силуэты, иллюстрирующие быт, нравы и стиль жизни местного общества первой половины XX века. 

 

IMG_2296 IMG_2302 IMG_2303 IMG_2304 IMG_2305 IMG_2300

 

Черные силуэты из глаз тут же поразбежались кто куда, когда я ступил на порог роскошного белого зала и окинул взглядом его помещение. Главный зал является красивейшим образцом барочной архитектуры во всей Северной Европе, поражая богатой лепниной на каминах, вензелях Петра I и Екатерины I. На потолке выполнена красивая фреска, изображающая купание нимф и подглядывающих за ними похотливых фавнов. 

 

IMG_2292 IMG_2294 IMG_2295

 

IMG_2333 IMG_2291 IMG_2332

 

Есть во дворце есть и постоянная экспозиция, притом представляет она собой самую большую в Эстонии коллекцию зарубежного искусства XVI-XX веков. Прежде всего, это живопись из Западной Европы и России, скульптура, а также собрание фарфора, серебра и некоторые предметы мебели.

 

IMG_2341

IMG_2593Выходя из дворца, я уже четко знал, куда направлюсь дальше. Огромную махину из камня и стекла болотного цвета я заприметил еще во время прогулки по парку — это здание принадлежит художественному музею KUMU (KUnstiMUuseum). И, несмотря на то, что это современное здание находится на территории старинного парка, оно ни капли не нарушает его гармонии. Музей KUMU открылся в 2006 году, а уже в 2008 году ему было присвоено звание «Европейский музей года»

 

Художественный музей KUMU »

 IMG_2589 IMG_2585 IMG_2586

 

О значимости музея говорит не только внешний облик его здания, но и все его внутренние помещения, расположенные на семи (два под землей) этажах, начиная с первого:

 

IMG_2590 IMG_2343 IMG_2591 IMG_2344 IMG_2345

 

Что уж говорить про остальные залы с экспозицией! Выставочные помещения KUMU на третьем, четвертом и пятом этажах делятся на площади для постоянных экспозиций и временных выставок. Рядом с кнопками выбора этажа размещены информационные таблички об эпохах, которым соответствуют представленные в пункте назначения художественные произведения.

 

Первым делом я отправился на осмотр постоянной экспозиции из золотого фонда музея. Он включает эстонское искусство с XVIII века до 1944 года. В основном, это природные и городские пейзажи Эстонии, в частности Таллина, а также несколько скульптур:

 Постоянная экспозиция охватывает и советский послевоенной период времени до обретения Эстонией независимости в 1991 году. Ознаменована экспозиция как «Трудный выбор». Да, здесь есть картины, отражающие советскую действительность, к которой у многих сегодня сложилось двойственное отношение, однако как гласит официальное описание, работы художников посетителям этот выбор не навязывают, а предоставляют делать самостоятельные выводы. Но многие из картин к этой теме вообще никак не относятся, их содержание носит совершенно иной характер.

Практически полностью «мимо» меня прошла выставка работ Николая Трийка — одного из выдающихся эстонских модернистов начала XX века. Однако в творчестве Трийка тон задают пейзажи и портреты, а также произведения политической направленности, что меня не особо-то «цепляет». Под фотоаппарат попала только пара визионерских композиций:

 

IMG_2420 IMG_2422

 

А вот при осмотре экспозиции эстонской скульптуры, созданной художниками модернистами в 1960-1970-е годы, мой уже почти севший за последние прошедшие семь дней путешествия фотоаппарат щелкал не переставая!

 

С 1950-х гг. у здешних художников вновь появились связи с Западом и с зарубежным миром искусства. В то время новое значение скульптуре придавали новейшие материалы: шамот, аллюминий, эпоксидная смола, пластмасса и доломит. Пришлось заново открыть абстракционизм, поскольку довоенные художники не успели развить это направление: модернисткие формы социалистических памятников подрывали авторитет соцреализма. Новая эстетика, коснувшаяся в 1970-х гг. всех сфер искусства, и большое внимание к значению образа стали общей характеристикой скульптурного жанра. Молодые скульпторы объединили абстрактные и фигуративные элементы, создали острохарактерыне конструкции и придали форму общечеловеческим философским идеям. Расширилась и тематика эстонской скульптуры, новыми явлениями в пластическом искусстве стали гротеск и переосмысленное ощущение реальности. Особым явлением стало и молодое поколение женщин-скульпторов со своей тематикой и эстетикой в произведениях искусства. 

 

Трехмерные объекты, экспонируемые на выставке, не только эстетически привлекательны, но и являются наглядным художественным повествованием о том времени, когда в искусстве огромное внимание уделялось значению образа, новым материалам и общечеловеческим идеям. На выставке демонстрируются очень красивые произведения, которые имеют и позитивное эмоциональное воздействие на зрителя, а это ведь так свойственно эстонской классической модернистской скульптуре. 

Один из залов музея своебразен, он посвящен исключительно политическим и общественным деятелям разных эпох. Их бюсты выставлены по периметру треугольником и развешаны на стенах. Речи некоторых из деятелей запущены в постоянной записи. Голоса, накладываясь друг на друга, создают в ушах непрерывный гул. Идея оригинальна, кажется, что зал живой, но именно это и создает какую-то особую, но очень тяжелую психологическую атмосферу, из которой хочется как можно быстрей выбраться, дабы не сойти с ума от проникающего в голову гудения.

 

IMG_2416 IMG_2414 IMG_2415

 

И, наконец, я добрался до пятого этажа музея, где выставочное пространство представляет собой лабораторию идей, где творчеству открывается полная свобода экспериментирования. Иными словами — здесь размещаются временные выставки современного искусства. Ну, как искусства… Встретило меня некое подобие скульптуры собаки, в углу стояли свернутые улиткой мочалки, с потолка свисала раскрашенная туалетная бумага, пол был размалеван яркими цветами…

 

Выставка называлась «Мерике Эстна и я – это живопись», но включала работы еще пятнадцати художников со всего мира. Как гласило описание, здесь собраны «проекты, соединяющиеся на выставке в единое пространственное целое. Они представляют собой инсталляционное направление современного искусства живописи, где само понятие живописи несколько отличается от того, что обычно под этим подразумевается. Таким образом, важность приобретают прежде всего процесс и состояние, а также архитектурная целостность». Понятно? Вот и мне тоже.

 

Тем не менее, я остался весьма доволен увиденным. Некоторые комнаты и экспонаты весьма оригинальны, хоть и просты по оформлению. Многие работы возникали непосредственно в пространстве. Так, например, в качестве рабочей поверхности были использованы просто стены галереи. Другие арт-объекты также подчеркивали пространственность, в том числе и комнаты с видео иллюстрациями. Осматривая каждый новый объект, я то и дело где-то в шутку, а где-то на полном серьезе повторял про себя: «Ну, и чем не искусство?».

IMG_2551 IMG_2548Очень мне понравился темный зал со сверкающим огромным шаром и идея со флуоресцентной краской. Нанесенная незамысловатыми движениями кистей рук на листы бумаги, под ультрафиолетовым освещением она превращала их в яркие броские полотна с абстрактными образами.

 

IMG_2574 IMG_2566 IMG_2567 IMG_2570 IMG_2568 IMG_2572

 

IMG_2626После двух часов блужданий по трем забитым экспозицией этажам музея KUMU, а каждый этаж позволяет экспонировать около тысячи художественных произведений (!), у меня уже просто не осталось рвения (а у фотоаппарата заряда), на поход в музей Миккеля, даже несмотря на представленную там ценнейшую коллекцию русского, китайского и эстонского искусства XVI–XX веков. Оставшиеся мелкие музейные объекты я также проигнорировал и просто поплелся через парк, где уже вовсю бушевал праздник, играла музыка и выступали артисты, в сторону убежища.

 

IMG_2619 IMG_2627 IMG_2628 IMG_2629 IMG_2620 IMG_2622

 

Я медленно, изучая архитектуру вдоль главных улиц Таллина, приближался к своему хостелу «Old Town Münkenhof».

 

IMG_2635 IMG_2637 IMG_2638 IMG_2639 IMG_2640

 

В поле моего зрения попал городской транспорт:

 

IMG_2633 IMG_2996 IMG_2997 IMG_2261 IMG_2632 IMG_2942

 

И не совсем городской тоже:

 

IMG_3011 IMG_3076 IMG_3079 IMG_2879

 

IMG_2655Находился хостел непосредственно уже в Старом городе, да притом на самой что ни на есть русской улице — Vene. Удивительно, что подобное название сохранилось до наших не всегда дружественных между нациями дней. Краем глаза я успел ознакомиться с архитектурой Старого города, пока добирался до дверей хостела по совершенно непригодной для езды на велосипеде брусчатке, но полное погружение в дебри улиц было намечено на два последующих дня.

 

Пройденный маршрут »

[mapsmarker layer=»39″]

 


 

Из-за того что я не остался ночевать в Нарве, у меня вышло семь дней автонома, однако я не так уж сильно загрязнился за этот срок в чистой Эстонии, вероятно, благодаря купанию в море. Да и погода, как я уже упоминал, не была такой уж жаркой все эти дни. Комфортная езда. Теперь же меня ожидал, наконец, комфортный отдых. И первым делом — горячий душ! Однако того бурлящего чувства радости, что было в Пскове, я не ощутил — успел устать в течение дня.

 

IMG_2650Вторым делом — сытный ужин для восстановления сил. Моя миска салата и лежавшая рядом куча намазанных медом кусков хлеба вызвала почему-то у всех обитателей кухни дикую реакцию удивления, мол, как все это может в меня вместиться. «Легко!» — хотелось бы мне им крикнуть в ответ, но русскоговорящих собеседников в тот день мною обнаружено не было. Администраторы русским тоже не владели. Однако попытки пообщаться на своем ломанном английском я предпринимал. Особенно любопытным среди всех оказался тайванец, который решил еще и отведать «моей» кухни. Со своей стороны он смог предложить только соевый соус. «Тоже мне удивил». Он что-то много спрашивал у меня насчет еды, но я так-то английский на слух не особо хорошо воспринимаю, а уж с таким акцентом тем более. Большинство его вопросов так и остались для меня вопросами. Неловкие паузы я убивал, кидая «yes!» или «yea!», пока не прочитал на озадаченном лице узкоглазого гостя, что на очередную свою реплику он явно ожидал другого ответа.

 

IMG_2654 IMG_2652 IMG_2653 IMG_2651

 

Так вечер потихонечку и прошел в пределах хостела, я даже не вышел из его дверей подышать воздухом, потому что мой мозг после насыщения едой и болтовней из чуждых ему слов желал лишь одного — дать команду телу рухнуть на кровать и быстренько отключиться.

 

IMG_2642

 

Метки . Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *