24 июля — день 23-й

Где был: Таллин (Эстония, Харьюмаа)

Что запомнилось: Старый город • сад Датского короля • девичья башня • церковь Олевисте • музей Нигулисте • «Пляска Смерти» Бернта Нотке • Собор Александра Невского

 

Погода: ясно • +26…+27 ºС

Ветер, мое направление: ⇓, 1-2 м/с • —

Сон, подъем, отправка: ≈ 10:00 • ≈ 11:00 • 13:00

В пути, лагерь, отбой: — • 16:30 • ≈ 00:00

Пройдено: 4км пешком по городу

 


 

Вчерашнего чувства паники от масштабов Старого города при выходе из хостела уже не наблюдалось, а его лабиринты не казались мне больше такими запутанными, потому что: «Здесь я уже был…», «Этот поворот ведет туда…», «Там я проходил»,  «И тут тоже был!». А вот в Саду датского короля еще не был. Конкретно садом — в привычном понимании этого слова — назвать его сложно, да и дело тут вовсе не в цветочках.

 

Легенда о Даннеброге »

IMG_3277 Согласно событиям уже упомянутой легенды о возникновении Таллина, датский король Вальдемар II в 1219 году с легкостью овладел городищем древних эстов. Однако эсты-язычники не желали принимать христианство и пошли на хитрость: поднесли датчанам подарки, вкусные яства и напитки. Датчане приняли подобное поведение за знак сдачи города и окончания войны. На третий день пиршества именно в этом саду эсты нанесли неожиданную атаку. Началось сражение, ставшее впоследствии известным как битва Вальдемара (битва при Линданисе (шведский вариант названия Таллина) или, согласно древнерусским летописям — битва при Колыване). Согласно различным версиям легенды, застигнутое врасплох войско Вальдемара частично, либо полностью, обратилось в бегство.

 

IMG_3279

О дальнейшем развитии событий битвы источники повествуют по-разному: по одной из версий, епископы поднялись на холм и воззвали к Богу о помощи, по другой — сам Вальдемар обратился с мольбами к небесам, по третьей — на помощь королю пришло войско его вассала Вицлава I, находящееся в стороне. Как бы там ни было, все версии сходятся в одном: в разгар битвы небеса внезапно разверзлись, и с высоты опустилось огромное красное полотно с изображением белого креста. Приняв этот знак за Божье знамение, датчане воспрянули духом и сокрушили врага. С тех пор каждый год 15 июня в Саду датского короля отмечают день рождения датского государственного флага — Даннеброга.

 

В XIII веке здесь, по-видимому, находился парк, принадлежавший наместнику датской короны, а в начале XIV века датский монарх передал эту территорию Нижнему городу, поскольку оборонять город с этой стороны было невозможно. Местность находится на некоторой возвышенности и служит как бы промежуточной ступенью между двумя частями Старого города. Одна ее сторона устелена красночерепичными крышами Нижнего города, а с другой проходит массивный участок крепостной стены с тремя башнями, за которым находится Верхний город.

 

IMG_3275 IMG_3278

 

Девичья башня »

IMG_3280Этот участок стены был выстроен в 1370-х годах для защиты города с юго-западной стороны, меньше всего защищенной. Тогда же была построена трехэтажная оборонительная башня, отличающаяся характерной трапециевидной формой. Название башни, как и ее планировка, не раз подвергалось изменениям с течением лет. Так, первоначально башня была названа в честь ее капитана Хинсе Менге — «Megdheturm». С течением лет о капитане позабыли, и малопонятное «Megdheturm» трансформировалось в созвучное немецкое название «Mädchenthurm», которое было переведено на эстонский как Neitsitorn, то есть Девичья башня.

 

Согласно преданию, в стенах башни жили девушки-белошвейки, а согласно другой легенде башня имела совершенно противоположное значение — служила тюрьмой для девиц легкого поведения, женщин, уличенных в супружеской измене, и молодых невест, отказавающихся от женихов, подобранных им их родителями. Однако достоверно известно, что именно в качестве тюрьмы Девичья башня использовалась до 1626 года после Ливонской войны (1558 — 1583 годы), в ходе которой ей был нанесен значительный ущерб от обстрела пушками войск Ивана Грозного. После реставрации 1842 года башня использовалась как жилой дом. С конца XIX века до середины ХХ здесь располагались мастерские эстонских художников Кристьяна и Пауля Раудов.

 

Нынешний облик башня обрела в в ходе реконструкции в 1968 году: ее надстроили на полтора этажа, а внешнюю стену сделали стеклянной. С 2004 по 2011 год башня была закрыта, и только с передачей ее в ведение Таллинского городского музея начался процесс ее обновления, закончившийся в 2013 году. Сегодня за прозрачной стеной расположились музейные помещения и уютное кафе с видом на Нижний город. Кроме того, имеется новый проход к соседней башне Кик-ин-де-Кёк, название и история который не менее интересны.

 

Башня Кик-ин-де-Кек »

Соседкой Девичья Башня обзавелась спустя сотню лет после возведения стен, в 1475 — 1483 годах. Со старонемецкого языка Кик-ин-де-Кёк дословно переводится как «Загляни на кухню». Это шуточное название происходит якобы от того, что с вершины башни можно было заглянуть в дымоходы соседних домов и узнать, что там готовится на обед. Башня действительно достаточно высокая, первоначальные 38 метров в начале XVI века достигли 48 метров, что сделало ее одним из лучших оборонительных укреплений. Так, несмотря на то, что войскам Ивана Грозного во второй половине XVI века удалось пробить брешь в четырехметровых стенах, башня все же устояла и выдержала натиск неприятеля. В память об этом в её юго-восточную стену были вмонтированы четыре пушечных ядра, которые хорошо видны снизу.

 

Сегодня в стенах башни разместился музей, посвящённый военной истории Таллина. В экспозиции представлены доспехи средневековых воинов, пушки, ядра и другие старинные орудия. А любители подземелий и прочих замкнутых пространств могут побродить по бастионным ходам, представляющим собой систему сырых тоннелей, приведенных в порядок в ходе последней реконструкции. Единственное условие — нужно заранее зарегистрироваться.

 

IMG_3269 IMG_3268

 

Пусть и не все башни Таллинской городской стены подверглись с моей стороны детальному их изучению, но в целом — все из уцелевших фрагментов самой стены я посетил, а по некоторым даже имел честь прогуляться. 


 

Что касается религиозных памятников — естественно, практически все они были в той или иной степени осмотрены еще вчера, пока я шастал по Старому городу. Мимо них просто невозможно пройти, куда ни глянь — в небо впивается как минимум один остроконечный шприц какой-нибудь церкви. Есть даже такое поверье, что если встать на место, откуда будет видно пять основных церковных шпилей Старого города (скажу по секрету: такое место место есть на Ратушной площади), и загадать желание, то оно непременно сбудется. Уж не знаю, стоит верить в это или нет, но от себя одно могу сказать точно — если посетить каждую из этих церквей, то это точно не забудется.

 

Я обычно не останавливаюсь подробно на описании церквей, но что касается Таллина — это отдельная история. Церкви Старого города нельзя просто пройти мимо, делая вид, что они ничего особенного из себя не представляют, слишком уж они, по большей части, универсальные.

 

Начать стоит, пожалуй, с церкви Каарли, которая в силу своего молодого возраста, вероятно, уже просто «не поместилась» в тесноту Старого города:

 

Церковь Каарли »

IMG_3012В сравнении со своими лютеранскими братьями она не очень высока, но зато выделяется среди них двумя элегантными башнями-близнецами в шляпах-конусах. Первое церковное здание было построено в 1670 году и было названо в честь правившего тогда в Эстонии шведского короля Карла XI, однако оно было деревянным, и в ходе Северной войны было полностью уничтожено в 1710 году.

 

IMG_3008

Восстановить приход было решено в начале XIX века, потому что церковь Святого Духа уже была не способна вмещать всех своих прихожан. В 1850 году начался сбор средств на сооружение нового храма, и спустя 20 лет строительство было завершено, однако сами башни были достроены лишь в 1882 году. В одной из них разместился колокол аж с 1670 года.

 


 

Из ансамбля Ратушной площади:

 

Церковь Святого Духа (Пюхавайму) »

IMG_2754Напротив здания Большой Гильдии, по соседству с городской ратушей возвышается готическая церковь Святого Духа (Пюхавайму). Строительство храма началось в XIII столетии, когда при богадельне Святого духа была возведена небольшая часовня. В последующие века часовня преобразовалась в двухнефное продольное здание, которое в 1630-е годы приобрело восьмигранный башенный кивер. Вместе со старинными разноцветными часами, исправно отсчитывающими каждый час с 1684 года, они являются единственными  украшениями строго фасада, который сохранил свой первозданный вид до наших дней.

 

IMG_2753Но ещё совсем недавно церковь гордилась отлитым в 1433 году колоколом Марии: его украшали виноградные лозы и фигуры, а также текст на латыни и нижнесаксонском языке, который гласил: «Бью для всех одинаково верно, как служанке, так и слуге, как госпоже, так и господину — и это никто не может поставить мне в вину». Однако колокол раскололся после пожара 2003 года.

 


 

Главный лютеранский храм Эстонии: 

 

Домский собор »

IMG_3035Старейшим культовым сооружением Вышгорода и главным лютеранским храмом Эстонии является Домский собор, посвященный Святой Деве Марии. Некоторые историки утверждают, что первая деревянная церковь стояла здесь уже в 1219 году, то есть сразу после завоевания Таллина датчанами. Достоверно известно, что в 1229 году началось строительство каменной церкви, а в 1240 году состоялось ее освящение.

 

IMG_3061В конце XIII века храм представлял собой трехнефное здание, перекрытое двускатной крышей, но на протяжении столетий внешний облик собора претерпел значительные изменения. В ходе реконструкций в XV веке его перестроили в базилику, а в 1684 году из-за страшного пожара, который нанес значительный ущерб всему Вышгороду, от храма остались только стены и надгробия.  Об этой трагедии напоминает надпись, выполненная на главном колоколе собора: «Летом 1684 года огненный жар оплавил меня, и я растёкся, а через год меня отлили в новую форму и нарекли колоколом Святой Марии». Это несчастье послужило причиной очередной реконструкции храма, в результате которой появилась известная сегодня башня-колокольня в стиле барокко.

 

На протяжении столетий в Домском соборе хоронили простых и знатных людей, в числе которых известный мореплаватель Крузенштерн, совершивший первую русскую кругосветную экспедицю. Могилы с каменными надгробиями, признанными произведениями искусства, остались в храме по сей день.


 

Главный православный храм Эстонии:

 

Собор Александра Невского »

IMG_3027

Здесь же, на холме Тоомпеа, находится частичка России, но не в лице остроконечного шпиля, а пятиглавой громады изысканной красоты, возвышающейся над средневековым Таллином. Собор Александра Невского является главным православным храмом Эстонии. Вот только ни о каких «женщины строго в платках» и  «в шортах вход воспрещен» тут речи, конечно, не шло, иначе весь поток туристов растерялся бы еще на пороге.

 

Собор относительно молод, его корни не уходят в далекие средние века, как у его лютеранских соседей. Потребность в возведении нового православного храма возникла в конце XIX века, когда места в существующей на тот  момент Преображенской церкви стало не хватать для возрастающего числа прихожан, да и расположение ее было не совсем удобным.

 

Поэтому место для будущего храма выбирали уже очень тщательно, в течение целых четырех лет. Рассматривалось восемь вариантов его месторасположения, и в конечном итоге было выбрано место напротив губернаторского дворца, то есть того самого здания, где сегодня заседает парламент Эстонской Республики.


IMG_3264Выделенной суммы на строительство было недостаточно, поэтому 2 апреля 1888 года императором Александром III было дано разрешение на сбор пожертвований в пределах Российской империи. 30 апреля 1900 собор года освятили в честь небесного покровителя государя — святого благоверного князя Александра Невского, в память о чудесном спасении императора в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года

 

IMG_3265В дальнейшем собору довелось пережить немало тяжёлых лет. Когда Эстония обрела независимость в 1920 году, так сразу был начат сбор средств уже для сноса храма, как «памятника русского насилия». В конце 1928 года был уже даже внесен законопроект о сносе Александро-Невского собора, но храм все же удалось отстоять силами мировой православной общественности.

 

IMG_3272В период Великой Отечественной войны собор был закрыт, и тогда был вновь поднят вопрос о его сносе.

 

В начале 1960-х годов храм постановили перестроить в планетарий. На спасение ему пришёл будущий Патриарх Всея Руси Алексий II, предоставивший властям документы о планах ликвидации церкви буржуазными националистами и гитлеровскими оккупантами. Это охладило пыл коммунистов и помогло сохранить здание собора для потомков.

 

О судьбе собора вновь заговорили после распада СССР. В Эстонском правительстве всерьез обсуждали вопрос о расширении автомобильной стоянки перед зданием парламента…, за счет освободившейся площади от сноса православного храма!

 

Этим планам не суждено было сбыться, люди неоднократно протестовали, собираясь в крестные ходы, а в 1999 году в знак особого покровительства собору Александра Невского был дан статус ставропигиального, что означает прямое подчинение храма Патриарху Московскому и Всея Руси.

 


 

В старом городе есть еще минимум две православные церкви, заслуживающие внимания:

 

Церковь Николая Чудотворца »

IMG_2657

Классическое здание русской православной церкви четко выделяется среди плотной средневековой застройки Таллина. Его размеры не сравнить с монументальностью собора Александра Невского, однако историю он свою ведёт аж с 1030 года, когда князь Ярослав Мудрый захватил Ливонскую землю и поставил в Колывани русский торговый двор для заезжих купцов. В этом купеческом центре новгородские торговцы воздвигли маленькую церковь, освятив её в честь святого Николая, покровительствующего купцам и морякам.

 

Сгоревшую в 1433 году деревянную церковь отстроили в 1440 году, но уже не на возвышенности, а в Нижнем городе, на улице Вене, где она находится и по сей день. Однако во времена Реформации она, как и другие городские приходы, была разграблена, после чего в 1542 году Никольский храм превратили в военный госпиталь, а на период Ливонской войны (1558 — 1583) и вовсе закрыли. Постепенно церковь пришла в упадок.

 


 

Церковь Преображения Господня »

IMG_2816Легенда говорит, что однажды королю Эрику IV Вальдемарссону Плуфпеннингу явился Христос, будто бы только что сошедший с креста, весь израненный и в крови. Король испугался, и спросил, кто распял Христа во второй раз. И сказал Христос, что распят он из-за многочисленных грехов короля. И что искупить он их сможет, только если построит женский монастырь в честь св. Михаила в том месте своей державы, где в середине лета на расстоянии полёта стрелы по щиколотку лежит снег.

 

IMG_2807В 1249 году по велению короля был основан этот монастырь. После Реформации монастырь просуществовал около века и, в конечном итоге, в 1629 году был закрыт. Впоследствии церковные помещения использовались первой эстонской гимназией (сегодня известна как Гимназия Густава-Адольфа), первой типографией в Таллине, которая позже использовалась как шведский гарнизон. В 1776 г. появляется башня с барочным завершением, а в 1828–1832 годах — барабан с куполом. Сейчас церковь принадлежит Автономной Эстонской православной церкви Константинопольского патриархата.

 


 

В своем прошлом — лютеранская церковь, сейчас действует больше как музей, но с весьма ценными экспонатами:

 

Церковь Нигулисте »

IMG_3329

История церкви Нигулисте восходит к началу XIII века, когда немецкие прибывшие с острова Готланд купцы обосновались в Нижнем городе. Предположительно, здание на этом месте появилось в 1230 году. На собственные средства они воздвигли часовню, освятив ее в честь святого Николая Чудотворца, который почитался как покровитель моряков и купцов.

 

IMG_3282 IMG_3284

 

IMG_3276В XV веке церковь Нигулисте подверглась коренной перестройке, в результате чего приобрела свой нынешний облик: трехнефная базилика с четырёхугольной колокольней, завершённой замысловатым шпилем. В последующие столетия к основному приделу Нигулисте пристроили несколько часовен, в том числе капеллу Святого Антония в стиле поздней готики. Первоначало поселение купцов располагалась за пределами городских укреплений, поэтому церковь Нигулисте служила не только молельным домом, но и крепостью. В случае нападения неприятеля купцы могли укрыться в надсводном помещении храма и спрятать свои товары в специальной кладовой над потолком.

 

IMG_3286IMG_3287В сентябре 1524 года, когда Таллин захлестнула лютеранская Реформация, разъяренная толпа, настроенная против католических священников, принялась громить все церкви в городе, в результате чего все священные реликвии и церковная утварь были изуродованы, и лишь имущество Нигулисте уцелело благодаря находчивости старосты Буша. По легенде, предусмотрительный староста запаял все замки церкви свинцом, поэтому агрессивная толпа не смогла проникнуть внутрь храма. Интерьеры церкви Нигулисте удалось сохранить, однако в марте 1944 года, в ходе воздушной бомбардировки советскими войсками многие средневековые экспонаты были утрачены, да и само здание пострадало — обрушилась крыша со шпилем. Лишь спустя 40 лет в 1984 году отреставрированный храм вновь открылся для посетителей, но уже не в качестве приходской церкви, а как филиал Художественного музея Эстонии.

 

Сегодня в стенах церкви Нигулисте разместилась выставка церковного искусства Средневековья. В числе экспонатов музея значатся серебряные изделия, изготовленные купеческой гильдией, надгробия, статуи, скульптуры, резьба по дереву, картины, алтари и деревянные исповедальни, некогда стоявшие в эстонских храмах.

 

 IMG_3289 IMG_3328 IMG_3313 IMG_3301 IMG_3293 IMG_3288

IMG_3292 IMG_3298 IMG_3294 IMG_3295 IMG_3327 IMG_3324

 

В Серебряной кладовой выставлено все то лучшее, что есть в коллекции серебра Художественного музея Эстонии. Экспозиция состоит из трех частей: церковное серебро, серебро Братства черноголовых, а также гильдий и цехов. Лишь в отдельных городах Европы сохранилось так много серебра гильдий и братств, как в Таллине.

 

IMG_3304 IMG_3308 IMG_3310 IMG_3311

IMG_3305 IMG_3306 IMG_3309 IMG_3312 IMG_3307

 

Особого внимания заслуживает всемирно известная картина конца XV века, написанная любекским живописцем Бернтом Нотке — «Пляска смерти», копию фрагмента которой я уже видел в замке Раквере. Собственно, в музей Нигулисте я пошел только ради того, чтобы увидеть знаменитый шедевр собственными глазами. Однако от оригинального изображения, первоначальная длина которого достигала чуть ли не тридцати метров, удалось сохранить меньше трети — 7,5 метров. И даже такой относительно небольшой кусок полотна оценивается в целых сто миллионов долларов. Вообще художником было написано две одинаковых картины, но другая погибла в Любеке во времена Второй мировой войны. 

 

Сюжет полотна показывает бренность человеческого бытия и неизбежность страшного суда: во главе со Смертью, несущей на плечах саркофаг, на картине изображен хоровод из людей разных сословий — знать, духовенство, купцы, крестьяне, мужчины, женщины, дети и даже сам Папа Римский — между которыми в саванах скачут скелеты, завлекая их в танец Смерти.

 

IMG_3315

 

Картина демонстрирует не только власть Смерти над людьми, но равенство всех перед смертью: «Mors omnia aequat». Мысль одновременно глубока и очевидно проста, и именно это заставляет всерьез задуматься над ней. Под изображением расположен манускрипт со стихотворным текстом на нижненемецком языке. Он начинается словами проповедника, затем Смерть обращается сначала ко всем живым, а потом непосредственно к каждому по отдельности. Было бы еще интересно узнать хотя бы примерный перевод этого обращения. 

 

Это не единственная картина с сюжетом подобного рода. Первые «Пляски смерти», появившиеся в 1370-х годах, представляли собой серии рифмованных девизов, служивших подписями к рисункам и живописным полотнам. Они создавались вплоть до XVI века, однако архетипы их восходят к древней латинской традиции.

 


 

И наконец, самый высокий шпиль в Старом городе принадлежит:

 

Церковь Олевисте »

IMG_2850Предание гласит, что много столетий назад жители города решили воздвигнуть большую церковь с таким высоким шпилем, чтобы его видели иноземные купцы, плывущие по морю на кораблях. Среди мастеров нашёлся незнакомый зодчий, согласный взяться за такое непростое дело, но за свою работу он запросил 10 бочонков золота. Для городских властей эта цена была слишком высокой, и тогда мастер выдвинул необычное условие — если его имя станет им известно, то он не возьмёт ни гроша за свою работу, в противном случае плата остаётся неизменной.

 

Когда строительство храма приближалось к завершению (официально первые упоминания о церкви датируются 1267 годом), горожане подослали к супруге зодчего шпиона. Дождавшись ночи, лазутчик подкрался к окну и подслушал слова колыбельной, которую мать напевала своему ребёнку: «Спи, мой малыш, засыпай. Завтра папа Олев вернётся домой с десятью бочонками, полными злата». Когда таинственный мастер уже устанавливал крест на верхушку шпиля, горожане окликнули его: «Эй, Олев! А крест-то у тебя накренился!». Раздосадованный мастер выпустил крест из рук, строительные леса прогнулись у него под ногами, и Олев полетел вниз. Ударившись о землю, его тело вмиг окаменело, а изо рта выпрыгнула лягушка, и выползла змея. Горожане считают, что Олев пал жертвой злого духа, ибо без участия демона невозможно возвести столь грандиозное сооружение.

 

IMG_2853 IMG_2854Как и в любом предании, есть тут и вымысел, а есть и правда. Так, названа церковь на самом деле в честь короля Норвегии Олафа II Харальдсона, с чьим именем связано распространение христианства в Эстонии в XI веке, за что впоследствии он был причислен к лику святых.

 

IMG_2838А вот что касается высоты, то здесь предание не врет. В средневековье зданию церкви с тогдашним 159-метровым шпилем на протяжении почти сотни лет не было равных во всем мире! Такой шпиль привлекал внимание не только кораблей с моря, но и служил еще хорошей мишенью для молний, которые попадали в цель не менее десятка раз, в результате чего в 1625 году случился пожар, и она утеряла свой статус. Впоследствии церковь горела еще дважды: в 1830 году (именно к тому времени относится внутреннее убранство церкви) и в 1931 году.

 

IMG_2858Помимо угроз со стороны сил природы, церковь подвергалась и человеческим напастям. В ходе реформационного движения 14 сентября 1524 года, направленного против злоупотреблений католической церкви, внутреннее убранство церкви было разграблено. В результате переворота католическое духовенство было изгнано из храмов Таллина, и церковь Олевисте стала лютеранской.

 

Сегодня шпиль церкви достигает высоты только 124 метра, но чтобы оказать должное почтение старинной церкви, власти столицы приняли постановление, запрещающее строить в центре города небоскрёбы выше шпиля Олевисте.

 


 

Еще одна любопытная церковь разместилась на площади Свободы:

 

Церковь Святого Иоанна »

IMG_3007Строительство лютеранского прихода в честь Иоанна Богослова началось в 1862 году dв связи с тем, что имевшиеся на тот момент приходы в столице не могли удовлетворить духовные потребности.

 

Церковь находится как бы в сторонке, отчего на обширной площади даже не сразу заметна, несмотря на яркий внешний вид облаченных в цвет солнца стен. Но, несмотря на то, что церковь весьма органично вписывается в пейзаж, как у эстонских властей, так и у советских — возникало намерение ее ликвидировать. Однако этим планам не суждено было сбыться, и Яанова церковь по сей день радует прохожих своим лучистым видом

 

IMG_3002Церковь Святого Иоанна является лишь неотъемлемой теперь частью площади Свободы, которая сама по себе считается одной из важнейших городских площадей в Таллине. В XVI веке в окрестностях площади находились одни из ворот Старого города. В последующие века в окрестностях площади Свободы велась активная застройка территории. Сама же площадь использовалась в качестве рынка, который назывался Сенным. За последнее столетие название площади менялось уже несколько раз. 

 

В 1910 году площадь была переименована в Петровскую. В её центре был установлен памятник Петру I, открытие которого было приурочено к 200-летию со дня победы Российском империи в Северной войне, в результате которой территория нынешней Эстонии перешла к России. Однако после установления Эстонской Республики монумент был демонтирован. Произошло это в 1922 году. Уже в 1923 году площадь обрела свое нынешнее название, но в советское время после окончания Великой Отечественной войны площадь стала носить имя Победы. Очередное переименование произошло в мае 1989 года, однако по инерции ее продолжительное время продолжали называть площадью Победы. Сложилась парадоксальная ситуация, когда в народе параллельно использовались два названия. При этом все прекрасно понимали, о чем именно идет речь.

 

IMG_3003IMG_3001После восстановления независимости Эстонии здесь долгое время располагалась автомобильная стоянка. Только совсем недавно, в 2009 году она была превращена в полностью пешеходную зону, мостовую здесь вымостили огромными бетонными плитами. Благоустройство площади было приурочено к открытию Монумента победы в Освободительной войне. Этот памятник вызывал ожесточенные дискуссии в обществе ещё на стадии проекта. Многие находили его провокационным из-за внешнего сходства с символикой, во время Второй мировой войны использовавшейся 20-ой эстонской дивизией СС. 

 

Памятник представляет собой бетонную колонну, покрытую стеклянными панелями со светодиодной подсветкой, на которой стоит Крест Свободы — первый эстонский орден, учрежденный в 1919 году для награждения отличившихся в Освободительной войне Эстонии 1918—20 годов. Более высокую награду предполагалось вручать за личное мужество, однако ни один боец, по мнению властей, ее так и не заслужил.

 

IMG_3330

От площади Свободы до церкви Нигулисте пролегает улица Харью, на которой установлен стенд, извещающий всех туристов о хладнокровной бомбежке мирного населения советскими воздушными силами в марте 1944 года. На стенде приведена устрашающая статистика погибших граждан и нанесенного ущерба чуть ли не всему Старому городу, а не только улица Харью, но самое главное — что советские власти всячески утаивали факт сего разрушительного действия на протяжении 50 лет. Пестрит подобной информацией и интернет, однако среди множества однородных статей с разнящимися цифрами статистики особый интерес представляет статья эстонского (что немаловажно) историка и журналиста Йосефа Каца, где он пытается чуть более пристально рассмотреть некоторые увековеченные в сознании эстонцев «факты» этого трагического события.

 


 

Я еще раз прогулялся и по другим, уже знакомым мне улицам Старого города, заглянул на Ратушную площадь, оттуда вышел в Вируским воротам, а вокруг все тоже: народа толпы, куски карты, да нацеленные на все подряд фотоаппараты:

 

IMG_2783 IMG_2662 IMG_3097 IMG_3098 IMG_2804 IMG_2805

IMG_2848 IMG_2840 IMG_2847 IMG_2955 IMG_2787 IMG_2978

 

И, конечно, куча сувениров. В завершение программы осмотра города и его достопримечательностей мне только и оставалось, что выбрать себе из всего представленного разнообразия что-нибудь на память. Оказалось, выбрать банальный магнитик на холодильник оказалось не так уж просто, но я все же справился… спустя полчаса душевных метаний от одной безделушки к другой.

 

IMG_3339 IMG_3338 IMG_3336

 

Пройденный маршрут »

[mapsmarker layer=»41″]

 


 

Теперь мне оставалось только выполнить важный долг перед самим собой — постараться успеть сделать записи обо всех пережитых эмоциях и впечатлениях…

 


 

И напоследок, несколько фотографий из семейного архива, сделанных моим отцом во время его визита в Таллин. Интересно, с какой точностью совпадают некоторые ракурсы, вот что значит гены! Таллин в плане архитектуры не сильно изменился за последние десятилетия.

 

Показать »

Памятник броненосцу «Русалка»:

 

 IMG_2258 IMG_2258-0

IMG_2251 IMG_2251-0

 

Дворцово-парковый комплекс Кадриорг (Екатериненталь):

 

IMG_2263 IMG_2263-0

IMG_2618 IMG_2618-0 IMG_2618-1

 

Таллинская городская стена с башнями. Башня бани:

 

IMG_2810 IMG_2810-0

 

Толстая Маргарита:

 

IMG_2867 IMG_2867-0

 

Девичья башня и Кик-ин-де-Кёк:

 

IMG_3268 IMG_3268-0

 

Виды с северного отрезка стены и ее башен:

 

IMG_2832 IMG_2817-2 IMG_2817-0 IMG_2817-1 IMG_2817-4 IMG_2817-3

 

Башня Длинный Герман:

 

IMG_3023 IMG_3023-0

 

Собор Александра Невского:

 

IMG_3028 IMG_3028-0 IMG_3028-2

 

Вид со смотровой площадки Паткули:

 

IMG_3057

 

IMG_3056-0

.

Метки . Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *