Церковь Нигулисте

Где: Эстония, Харьюмаа, в Старом городе Таллина

Когда: 24 июля 2014г.

Впечатления: ++++

Запись в дневникеРоссия • Эстония • Латвия: день 23-й

 

IMG_3329

История церкви Нигулисте восходит к началу XIII века, когда немецкие прибывшие с острова Готланд купцы обосновались в Нижнем городе. Предположительно, здание на этом месте появилось в 1230 году. На собственные средства они воздвигли часовню, освятив ее в честь святого Николая Чудотворца, который почитался как покровитель моряков и купцов.

 

IMG_3282 IMG_3284

 

IMG_3276В XV веке церковь Нигулисте подверглась коренной перестройке, в результате чего приобрела свой нынешний облик: трехнефная базилика с четырёхугольной колокольней, завершённой замысловатым шпилем. В последующие столетия к основному приделу Нигулисте пристроили несколько часовен, в том числе капеллу Святого Антония в стиле поздней готики. Первоначало поселение купцов располагалась за пределами городских укреплений, поэтому церковь Нигулисте служила не только молельным домом, но и крепостью. В случае нападения неприятеля купцы могли укрыться в надсводном помещении храма и спрятать свои товары в специальной кладовой над потолком.

 

IMG_3287IMG_3286В сентябре 1524 года, когда Таллин захлестнула лютеранская Реформация, разъяренная толпа, настроенная против католических священников, принялась громить все церкви в городе, в результате чего все священные реликвии и церковная утварь были изуродованы, и лишь имущество Нигулисте уцелело благодаря находчивости старосты Буша. По легенде, предусмотрительный староста запаял все замки церкви свинцом, поэтому агрессивная толпа не смогла проникнуть внутрь храма. Интерьеры церкви Нигулисте удалось сохранить, однако в марте 1944 года, в ходе воздушной бомбардировки советскими войсками многие средневековые экспонаты были утрачены, да и само здание пострадало — обрушилась крыша со шпилем. Лишь спустя 40 лет в 1984 году отреставрированный храм вновь открылся для посетителей, но уже не в качестве приходской церкви, а как филиал Художественного музея Эстонии.

 

Сегодня в стенах церкви Нигулисте разместилась выставка церковного искусства Средневековья. В числе экспонатов музея значатся серебряные изделия, изготовленные купеческой гильдией, надгробия, статуи, скульптуры, резьба по дереву, картины, алтари и деревянные исповедальни, некогда стоявшие в эстонских храмах.

 

 IMG_3289 IMG_3328 IMG_3313 IMG_3301 IMG_3293 IMG_3288

IMG_3292 IMG_3298 IMG_3294 IMG_3295 IMG_3327 IMG_3324

 

В Серебряной кладовой выставлено все то лучшее, что есть в коллекции серебра Художественного музея Эстонии. Экспозиция состоит из трех частей: церковное серебро, серебро Братства черноголовых, а также гильдий и цехов. Лишь в отдельных городах Европы сохранилось так много серебра гильдий и братств, как в Таллине.

 

IMG_3304 IMG_3308 IMG_3310 IMG_3311

IMG_3305 IMG_3306 IMG_3309 IMG_3312 IMG_3307

 

Особого внимания заслуживает всемирно известная картина конца XV века, написанная любекским живописцем Бернтом Нотке — «Пляска смерти», копию фрагмента которой я уже видел в замке Раквере. Собственно, в музей Нигулисте я пошел только ради того, чтобы увидеть знаменитый шедевр собственными глазами. Однако от оригинального изображения, первоначальная длина которого достигала чуть ли не тридцати метров, удалось сохранить меньше трети — 7,5 метров. И даже такой относительно небольшой кусок полотна оценивается в целых сто миллионов долларов. Вообще художником было написано две одинаковых картины, но другая погибла в Любеке во времена Второй мировой войны. 

 

Сюжет полотна показывает бренность человеческого бытия и неизбежность страшного суда: во главе со Смертью, несущей на плечах саркофаг, на картине изображен хоровод из людей разных сословий — знать, духовенство, купцы, крестьяне, мужчины, женщины, дети и даже сам Папа Римский — между которыми в саванах скачут скелеты, завлекая их в танец Смерти.

 

IMG_3315

 

Картина демонстрирует не только власть Смерти над людьми, но равенство всех перед смертью: «Mors omnia aequat». Мысль одновременно глубока и очевидно проста, и именно это заставляет всерьез задуматься над ней. Под изображением расположен манускрипт со стихотворным текстом на нижненемецком языке. Он начинается словами проповедника, затем Смерть обращается сначала ко всем живым, а потом непосредственно к каждому по отдельности. Было бы еще интересно узнать хотя бы примерный перевод этого обращения. 

 

Это не единственная картина с сюжетом подобного рода. Первые «Пляски смерти», появившиеся в 1370-х годах, представляли собой серии рифмованных девизов, служивших подписями к рисункам и живописным полотнам. Они создавались вплоть до XVI века, однако архетипы их восходят к древней латинской традиции.

 


 

Описание:

nigulistemuuseum.ee • ru.wikipedia.org • triptoestonia.com • redigo.ru • votpusk.ru • otzovik.com (отчет) • putidorogi-nn.ru

 

Метки , , , , . Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *