Художественный музей KUMU

Где: Эстония, Харьюмаа, Таллин

Когда: 22 июля 2014г.

Впечатления: +++++

Запись в дневникеРоссия • Эстония • Латвия: день 21-й

 

IMG_2593IMG_2341Огромную махину из камня и стекла болотного цвета я заприметил еще во время прогулки по парку Кадриорг — это здание принадлежит художественному музею KUMU (KUnstiMUuseum). И, несмотря на то, что это современное здание находится на территории старинного парка, оно ни капли не нарушает его гармонии. Музей KUMU открылся в 2006 году, а уже в 2008 году ему было присвоено звание «Европейский музей года»

 

 IMG_2589 IMG_2585 IMG_2586

 

О значимости музея говорит не только внешний облик его здания, но и все его внутренние помещения, расположенные на семи (два под землей) этажах, начиная с первого:

 

IMG_2590 IMG_2343 IMG_2591 IMG_2344 IMG_2345

 

Что уж говорить про остальные залы с экспозицией! Выставочные помещения KUMU на третьем, четвертом и пятом этажах делятся на площади для постоянных экспозиций и временных выставок. Рядом с кнопками выбора этажа размещены информационные таблички об эпохах, которым соответствуют представленные в пункте назначения художественные произведения.

 

Первым делом я отправился на осмотр постоянной экспозиции из золотого фонда музея. Он включает эстонское искусство с XVIII века до 1944 года. В основном, это природные и городские пейзажи Эстонии, в частности Таллина, а также несколько скульптур:

 

 

 Постоянная экспозиция охватывает и советский послевоенной период времени до обретения Эстонией независимости в 1991 году. Ознаменована экспозиция как «Трудный выбор». Да, здесь есть картины, отражающие советскую действительность, к которой у многих сегодня сложилось двойственное отношение, однако как гласит официальное описание, работы художников посетителям этот выбор не навязывают, а предоставляют делать самостоятельные выводы. Но многие из картин к этой теме вообще никак не относятся, их содержание носит совершенно иной характер.

 

 

Практически полностью «мимо» меня прошла выставка работ Николая Трийка — одного из выдающихся эстонских модернистов начала XX века. Однако в творчестве Трийка тон задают пейзажи и портреты, а также произведения политической направленности, что меня не особо-то «цепляет». Под фотоаппарат попала только пара визионерских композиций:

 

IMG_2420 IMG_2422

 

А вот при осмотре экспозиции эстонской скульптуры, созданной художниками модернистами в 1960-1970-е годы, мой уже почти севший за последние прошедшие семь дней путешествия фотоаппарат щелкал не переставая!

 

С 1950-х гг. у здешних художников вновь появились связи с Западом и с зарубежным миром искусства. В то время новое значение скульптуре придавали новейшие материалы: шамот, аллюминий, эпоксидная смола, пластмасса и доломит. Пришлось заново открыть абстракционизм, поскольку довоенные художники не успели развить это направление: модернисткие формы социалистических памятников подрывали авторитет соцреализма. Новая эстетика, коснувшаяся в 1970-х гг. всех сфер искусства, и большое внимание к значению образа стали общей характеристикой скульптурного жанра. Молодые скульпторы объединили абстрактные и фигуративные элементы, создали острохарактерыне конструкции и придали форму общечеловеческим философским идеям. Расширилась и тематика эстонской скульптуры, новыми явлениями в пластическом искусстве стали гротеск и переосмысленное ощущение реальности. Особым явлением стало и молодое поколение женщин-скульпторов со своей тематикой и эстетикой в произведениях искусства. 

 

Трехмерные объекты, экспонируемые на выставке, не только эстетически привлекательны, но и являются наглядным художественным повествованием о том времени, когда в искусстве огромное внимание уделялось значению образа, новым материалам и общечеловеческим идеям. На выставке демонстрируются очень красивые произведения, которые имеют и позитивное эмоциональное воздействие на зрителя, а это ведь так свойственно эстонской классической модернистской скульптуре. 

 

 

Один из залов музея своебразен, он посвящен исключительно политическим и общественным деятелям разных эпох. Их бюсты выставлены по периметру треугольником и развешаны на стенах. Речи некоторых из деятелей запущены в постоянной записи. Голоса, накладываясь друг на друга, создают в ушах непрерывный гул. Идея оригинальна, кажется, что зал живой, но именно это и создает какую-то особую, но очень тяжелую психологическую атмосферу, из которой хочется как можно быстрей выбраться, дабы не сойти с ума от проникающего в голову гудения.

 

IMG_2416 IMG_2414 IMG_2415

 

И, наконец, я добрался до пятого этажа музея, где выставочное пространство представляет собой лабораторию идей, где творчеству открывается полная свобода экспериментирования. Иными словами — здесь размещаются временные выставки современного искусства. Ну, как искусства… Встретило меня некое подобие скульптуры собаки, в углу стояли свернутые улиткой мочалки, с потолка свисала раскрашенная туалетная бумага, пол был размалеван яркими цветами…

 

Выставка называлась «Мерике Эстна и я – это живопись», но включала работы еще пятнадцати художников со всего мира. Как гласило описание, здесь собраны «проекты, соединяющиеся на выставке в единое пространственное целое. Они представляют собой инсталляционное направление современного искусства живописи, где само понятие живописи несколько отличается от того, что обычно под этим подразумевается. Таким образом, важность приобретают прежде всего процесс и состояние, а также архитектурная целостность». Понятно? Вот и мне тоже.

 

Тем не менее, я остался весьма доволен увиденным. Некоторые комнаты и экспонаты весьма оригинальны, хоть и просты по оформлению. Многие работы возникали непосредственно в пространстве. Так, например, в качестве рабочей поверхности были использованы просто стены галереи. Другие арт-объекты также подчеркивали пространственность, в том числе и комнаты с видео иллюстрациями. Осматривая каждый новый объект, я то и дело где-то в шутку, а где-то на полном серьезе повторял про себя: «Ну, и чем не искусство?».

 

 

IMG_2551 IMG_2548Очень мне понравился темный зал со сверкающим огромным шаром и идея со флуоресцентной краской. Нанесенная незамысловатыми движениями кистей рук на листы бумаги, под ультрафиолетовым освещением она превращала их в яркие броские полотна с абстрактными образами.

 

IMG_2574 IMG_2566 IMG_2567 IMG_2570 IMG_2568 IMG_2572

 


 

Описание:

kumu.ee • triptoestonia.com • triptoestonia.com (история музея) • visitestonia.com • redigo.ru • foto360.ee (виртуальная экскурсия по музею)

 

Метки , , , , . Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *