Смоленск

Где: Россия

Когда: 17-21 июля 2013г. Проживание в хостеле «Felix» (++++)

Впечатления: +++++

Запись в дневнике: Белоруссия, день 08-йдень 09-йдень 10-йдень 11-йдень 12-й.

 


 

 флаг смоленскгерб смоленск

 


 

День 01-й

 

DSC04540В Смоленск я прибыл накануне вечером 17-го июля, но в хостел заселился только на следующий день, заночевав на берегу Днепра. Мне без вопросов разрешили затащить велосипед, даже несмотря на то, что сам хостел «Felix» был не таким уж большим по своим размерам и представлял собой небольшую общую кухоньку с отходившими от нее несколькими комнатами и душевой. Номер для проживания с двухъярусными койками тоже был небольшой, но уютный. Вообще, первое отличие от любой гостиницы, которое я для себя отметил, что тут все было как-то более просто, без лишних официальных заморочек, по-домашнему.

 

DSC04489 DSC03817 DSC03818

 

DSC03820На карте у меня было отмечено множество точек для изучения, и я мысленно разделил программу их посещения на два дня, что планировал провести в Смоленске. За оставшееся до вечера время я успевал в полной мере осмотреть только юго-восточную часть центра города и посетить пару музеев. В парке, что находится напротив хостела через дорогу, установлен, на мой взгляд, один из самых безобразных памятников Пушкину, выполненный в достаточно грубой форме и представляющий великого русского поэта в угрюмой задумчивой позе, будто бы негодующего над тем, как его изобразили.

 

DSC04510

Отсюда же началось мое знакомство с главной достопримечательностью Смоленска, символом города — Смоленской крепостью. Красные стены с башнями, словно огненное кольцо с выступающими языками пламени, обороняют город уже не одно столетие. Построил крепость русский зодчий Федор Конь в 1596 – 1602 годах (его руками также были возведены каменные стены и башни «Белого города» в Москве в 1585 – 1593 годах, снесенные в XVIII веке).

 

DSC03823DSC03825

 

Памятник зодчему установлен у самой известной в Смоленске четырехъярусной Громовой башни, вероятно получившей свое название за попадающие время от времени в крышу молнии. Но есть и другая версия этого названия, о ней я поведаю чуть ниже. В разные годы башня была известна как Круглая на 1609 год, Топинская на 1706 год (перед башней была топь) и Тупинская (крепостная стена в этом месте образует тупой угол). 

 

DSC03821 DSC03824 DSC03884

 

Музей «Смоленск – щит России» »

DSC03871

DSC03848С 1977 года в башне работает музей, посвященный боевой истории Смоленска. Спустя десять лет он получил название «Смоленск — щит России». К 400-летнему юбилею Смоленской крепостной стены здесь была открыта экспозиция, рассказывающая об истории строительства крепости (среди интересных данных – статистика необходимых материалов для ремонта после 100 лет эксплуатации), о ее значении не только для Смоленска, но и всей России в различные исторические эпохи. Посетителям предоставляется возможность увидеть уникальный внутренний интерьер башни. На втором ярусе имеется подробный макет крепостной стены в ее первоначальном охватывающем весь город варианте, протяженностью 6,5 километров. Указаны названия и местоположения всех 38-ми башен (до наших дней сохранилось около 3 км стены и 17 башен).

 

 DSC03838 DSC03849 DSC03850 DSC03854 DSC03855

DSC03858 DSC03859 DSC03864 DSC03865 DSC03869

 

Для лучшего понимания того, что из себя представляет стена, и какими средствами и усилиями возводилось это оборонительное укрепление, здесь представлены инструменты и строительные материалы, использовавшиеся при возведении крепости, а для передачи духа военного средневековья — вооружение и доспехи русских и западноевропейских воинов XVI– XVII веков.

 

DSC03851 DSC03856 DSC03860 DSC03866

 

Более подробно с вооружением я познакомился на третьем ярусе, где были представлены образцы доспехов и шлемов, а также оружие и другие предметы быта средневековых воинов русской княжеской дружины, монголов, литовцев, рыцарей Ливонского ордена в очень качественном современном исполнении.

 

DSC03832 DSC03833 DSC03836 DSC03837

DSC03839 DSC03840 DSC03841 DSC03842

DSC03843 DSC03844 DSC03845 DSC03830 DSC03831 DSC03834

 

DSC03872DSC03873

На четвертом ярусе экспозиция отсутствовала. Он был совершенно пуст, но привлек мое внимание не меньше остальных. Здесь крылся тот самый секрет названия башни, о котором я обещал рассказать. При малейшем шуме под куполом раздаются завораживающие слух громовые отзвуки со всех сторон. Находясь в этом готовом взорваться раскатистым эхом окружении, так и хочется специально пошуметь, чтобы насладиться необычной акустикой. Остается представлять как красиво звучало бы пение.

 

DSC038381 DSC03882Из рассказа женщины смотрителя я узнал, что на этом ярусе иногда проводятся спектакли, и актеры выступают в полном боевом обличии, соответствующему тому времени. Увидев в моем лице благодарного слушателя, она провела мне по собственной воле небольшую экскурсию и поведала о человеке, который занимается пошивом одежды, поделками представленной экспозиции, инсценировками исторических событий, на тему которых снято даже несколько фильмов. Было очень интересно послушать.

 

DSC03829 DSC03828  DSC03847

 

Нагулявшись по верхам, я отправился обратно на землю, чтобы продолжить осмотр восточной части стены, примыкающей к Скверу Памяти Героев. У подножия стены растянулись некрополь с именами погибших советских воинов и аллея городов-героев.

 

DSC03885 DSC03886 DSC03889 DSC03890

 

DSC03887

DSC03888

На территории сквера есть еще две башни. У подножия первой, Донец, установлен памятник Михаилу Александровичу Егорову — герою Советского Союза, водрузившему Знамя Победы на крыше немецкого Рейхстага рано утром 1 мая 1945 года. Напротив башни горит вечный огонь.

 

DSC03921Во второй башне, Кассандаловской, ныне располагается музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Его я также хотел посетить, и многое о нем рассказала женщина из Громовой башни, но, к моему сожалению, музей был временно закрыт на ремонт.

 

DSC03909

DSC03911Напротив этой башни установлен памятник героям Отечественной войны 1812 года: большая каменная скала, символизирующая Россию, народ которой уничтожил армию захватчиков. По уступам скалы, к ее вершине продвигается галльский воин в средневековых доспехах, с обнаженным мечом в руке. Он олицетворяет наполеоновскую армию. У вершины скалы гнездо и два орла. Один орел распростер свои мощные крылья и цепкими когтями держит за руку галла. Второй прикрывает гнездо и, кажется, в любой момент готов налететь на неприятеля с тыла. Орлы символизируют две русские армии, соединившиеся в Смоленске.

 

 DSC03906 DSC03907 DSC03910

 

DSC03919DSC03918

Рядом расположена еще одна аллея, с бюстами героев Отечественной войны 1812 года, и послание Кутузова смолянам, в котором он восхищается непобедимостью русского духа и подытоживает свои мысли говорящей о многом фразой: «Таковы Россияне», что и поныне сидит в голове почти любого гражданина России, вызывая в нем отличительную гордость за свою страну. DSC03920

 

Здесь же посажен дуб в честь 200-летия победы в Отечественной войне, саженец которого был выращен из желудя с места захоронения Кутузова в Польше.

 

 

 DSC03912 DSC03913 DSC03914 DSC03915 DSC03916 DSC03917

 

DSC03931

DSC03937Из сквера я вышел к Площади Победы. Не трудно догадаться, что такие места всегда богаты памятниками и сооружениями. Самое древнее – Шеинов бастион — земляное укрепление, построенное на месте Грановитой башни, самой южной точки крепостной стены. Бастион назван в честь воеводы Михаила Шеина, руководившего московским войском во время осады Смоленска в 1632—1634 годах. Тогда же башня была полностью разрушена и до наших дней дошла лишь пустая, поросшая со всех сторон травой возвышенность, хранящая лишь этот исторический факт. Поэтому, поднявшись по заросшей лестнице, я ничего интересного не нашел. Место ничего особенного собой не представляет, с вершины можно лишь оглядеть окрестности, полюбоваться Маховой башней и уцелевшим участком стены, вдоль которого располагается Парк Пионеров.

 

DSC03930

DSC03927

В 2005 году в парке установили один из самых душераздирающих памятников — «Опаленный цветок», посвященный детям-узникам фашистских концентрационных лагерей. Я смотрел на него с тихим ужасом, проникающим глубоко в самое сердце из пустых детских глаз из груды безжизненных хлипких тел, сплетенных в единую шарообразную массу, от которой буквально разит бесконечными страданиями и лишениями, голодом и мучительной смертью.

 

DSC03923

DSC03934Абсолютно противоположное упоминание о событиях Великой Отечественной выражено в лице Василия Теркина, смеясь обсуждающего что-то с Александром Твардовским, будто они знакомы лично. Внешность их очень схожа, словно один является отображением другого. У этого памятника невольно возникает лишь улыбка при взгляде на доброе и веселое выражение лица Теркина, отражающее тот самый непобедимый русский дух, оптимизм, уверенность, находчивость в любой самой отчаянной и сложной ситуации. Неподалеку стоит стела с упоминанием о реальных участниках ВОВ с призывом брать пример с юных партизан-героев и быть всегда и ко всему готовым.

 

Афиша фильмов кинотеатра «Октябрь» отбросила меня на мгновение в прошлое. Это здание словно специально оставили нетронутым в качестве напоминания о советской эпохе. Около здания находится памятник в честь 150-летия со дня рождения известного русского скульптора, живописца и графика Михаила Осиповича Микешина, чьими руками были воздвигнуты выдающиеся монументы в крупных городах Российской Империи.

 

DSC03945 DSC03944 DSC03941

 

DSC03943В этой части города все отмеченные памятники были осмотрены. В завершение дня я планировал посетить одно из культурных мест: художественную галерею, музей «Русская старина» или зооэкзотариум. Вечернее время позволяло выбрать лишь что-нибудь одно. Я выбрал последнее.

 

 

Cмоленский зооэкзотариум »

DSC04077DSC03947

Смоленский зооэкзотариум находится в здании обычного жилого дома, что немного меня удивило. Внутри несколько помещений, где представлено около 500 видов животных со всех уголков планеты, в том числе различные земноводные: ящерицы, змеи, черепахи. Среди всех особо выделяется широкомордый чемодан кайман — двухметровый красавец, беззаботно отдыхающий в небольшом аквариуме в компании спящих и ползающих по нему черепах.

 

DSC04051 DSC04048 DSC04070 DSC04072

Некоторые массивные представители рожденных ползать также способны произвести впечатление – это два темных тигровых питона, один из которых альбинос. И королева Амазонки — парагвайская анаконда — огромная дубина, которая даже в состоянии покоя способна погрузить в шок своими размерами, а у кого-то вызвать лишь отвращение вперемешку с нарастающим чувством первобытного страха. И это несмотря на абсолютную безопасность.

 

DSC04046  

DSC03948 DSC03966 DSC04033

 

Другие рептилии:

DSC03961 DSC03968 DSC03992 DSC04040

 

Тех, кто летать может, тоже достаточно. Особенно много беспокойных попугаеобразных самых всевозможных радужных расцветок, без остановки носящихся из одного угла клетки в другой, сопровождающих все свои действия различными звуками. В противовес им — молчаливые совы неприметного темного окраса, наблюдающие за всем происходящим невозмутимым проницательным взглядом, показывая всем своим надутым видом мудрость и непоколебимость.

 

DSC03994 DSC03978 DSC03995 DSC03980 DSC03984 DSC03985

 DSC04007 DSC04025 DSC04027 DSC04019

 

DSC04042Из «летающих» в водной толще мне было интересно посмотреть на пираний, которые еще в детстве мною особо выделялись среди всех пресноводных представителей рыб из-за своей плотоядности и агрессии, показанной в одноименном фильме, где они жадно вырывают куски мяса из добычи. Помнится мне, любого ребенка, видевшего этот фильм и желающего искупаться в незнакомом водоеме, можно было легко напугать спорным вопросом: «А вдруг там пираньи?».

 

DSC03951 DSC03953 DSC03954 DSC04035

DSC03956 DSC03957 DSC03959 DSC04037

 

DSC03973DSC03975

Имеются и представители млекопитающих. В большей степени это грызуны: от простых лесных белок и полевых мышей до шиншилл, хорьков и сурикат. Из более разумных – это устало и несчастно выглядевшие обезьяны и макаки с опечаленными взглядами. Их внешний вид вызывает лишь сплошное разочарование. Этим животным тут определенно не место.

 

DSC03996 DSC04013 DSC04004 DSC04011 DSC04015 DSC04017

 

DSC04058На закуску (а ведь где-то ими действительно питаются) насекомые. Тараканы всевозможных видов и размеров почти со всего света. Еще одни чемпионы наравне со змеями по способности у тех, кто не способен любоваться отдельными шедеврами природы, съежиться в одно мгновение, одновременно прикрывая глаза и сопровождая свои действия отвращенной рвотной озвучкой. Если вдаваться в сравнение, то сказать можно одно: наши рыжие усатые домашние друзья самые милые и безобидные среди всех представленных жирных тараканищ, размером с два пальца, а то и больше.

 

DSC04053 DSC04056 DSC04063 DSC04067 DSC04065 DSC04061

 

DSC04084На обратном пути к хостелу мне хорошо запомнился храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, отдельно выделившийся среди всех сооружений Смоленска своей суровой готической архитектурой. К сожалению, ныне не действует. Полюбоваться можно было только лишь внешним видом, выполненным с фронта в строгой симметрии с устремленными в небесную высь верхушками-близнецами. Если убрать все религиозные обозначения, то в целом сооружение вполне сошло бы за средневековый замок. Масштабы соответствующие.

 

DSC04081 DSC04082 DSC04078

 

Еще один интересный памятник, встретившийся мне на пути — это пожарная машина старого образца, установленная на пьедестале в память об огнеборцах Смоленщины, погибших в боях за Родину и на боевом посту в мирное время.

 

DSC04088 DSC04087 DSC04086

 

DSC04097 После этого я вернулся в хостел, чтобы, перекусив, выйти на вторую прогулку, но уже без фотоаппарата, так как под вечер мне хотелось просто насладиться неторопливым перебиранием конечностей без какой бы то ни было конкретной цели посетить определенные места. Во время прогулки у меня сложилось впечатление, что я хожу в одном большом парке — минимум машин, множество людей, пешеходная брусчатка. Центральная площадь Ленина была усыпана гуляющими. Любому желающему там были предоставлены разные игры, такие как теннис, баскетбол, волейбол, настольные и многие другие. Кругом велосипеды, ролики, самокаты, пачками бродила молодежь, причем не так уж много среди них было пьющих или уже пьяных, по крайней мере, в вечернее светлое время суток.

 


 

День 02-й

 

Заданная с ночи установка и боевой настрой мгновенно подняли меня с кровати при первом же зове будильника. Я еще перед сном прокручивал в голове весь масштаб предстоящей прогулки и заранее настроился на полное погружение в объятия стен города и на преодоление километров дорог среди десятков культурных мест. Меня ждала одна большая познавательная прогулка. 

 

DSC0409610:00 утра, пятничное летнее утро, еще способное наградить свежестью в такое время. Громовую башню можно было бы назвать на время Тихой, потому как вокруг не было практически ни единой души, лишь случайные блуждающие прохожие и дворники, лениво шкрябающие своими метлами. Только по наличию мусора и можно было догадаться, что пустующие улицы вчера были наполнены толпами гуляющего народа. Знакомая уже дорога от башни привела меня в Сад Блонье (отчет), который за один вчерашний вечер после многократных пересечений вдоль и поперек то туда, то обратно, стал мне таким знакомым со всеми его дорожками, коровами, памятниками. Настало самое время поближе познакомиться с увековеченными в нем обитателями.

 

DSC04101Скульптура благородного оленя с раскинутыми рогами сразу же захватывает внимание, стоит только зайти в парк. Прежде чем попасть на это самое место, олень проделал нелегкий путь. В 1910 году скульптура родилась на свет руками скульптора Рихарда Фризе и была установлена в Роминтенской пуще (Прибалтика). В годы Второй Мировой войны олень загадочным образом «ускакал» на дачу к Герингу в Германию, где пробыл до окончания войны и только в 1945 году был перевезен в Смоленск на общую радость всем жителям.

 

DSC04098У смолян есть странная традиция: для привлечения удачи тереть оленю гениталии. Уж не знаю, по этой или другой причине, но всеобщий любимец неоднократно страдал от «чрезмерной любви» граждан. За годы пребывания в парке Блонье скульптура реставрировалась трижды. И даже парочка находящихся рядом небольших львов не способна отпугнуть от оленя многочисленный народ, что ежедневно собирается вокруг скульптуры на лавочках. И уж тем более бесстрашных дураков, что наносят непоправимый вред. Благо олень не живой, а то известны даже случаи посягательств на рога.

 

DSC04103

DSC04107Еще один памятник, мимо которого никак не удастся пройти, изображает Михаила Ивановича Глинку у пюпитра с дирижерской палочкой в руке. Оригинальная ажурная ограда памятника выполнена в виде нотных строк, на которых бронзовыми знаками записаны 24 отрывка из произведений Глинки. Глинка не случайно стоит спиной к пюпитру, это подчеркивает, что он не просто дирижер, а именно композитор, знающий ноты наизусть. Два раза в день из динамиков, установленных вокруг памятника, в определенные часы звучат бессмертные произведения композитора. Его взор обращен на смоленскую областную филармонию.

 

 DSC04102 DSC04104 DSC04105

 

Скульптуры напротив музея Сергея Тимофеевича Коненкова:

 

DSC04110 DSC04112 DSC04113

 

Музей скульптуры Сергея Тимофеевича Коненкова »

DSC04109 DSC04207

Впервые фамилию этого выдающегося скульптора я услышал случайно, его именем названа одна из улиц Москвы, что подчеркивает заслугу Коненкова перед отечеством. Пришло время познакомиться с автором и его творчеством вплотную.

 

DSC04211 DSC04410 DSC04213 DSC04208

 

DSC04116На первом этаже представлены скульптуры известнейших исторических личностей. Литературные деятели: Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, В. В. Маяковский, А. М. Горький, М. Е. Салтыков-Щедрин. Многие из них были выполнены Коненковым с натуры при личных встречах, некоторые по имеющимся в его голове образам, и, конечно, каждая скульптура имеет свою отдельную историю создания. Это не просто немые изображения. К каждому конкретному человеку у автора было свое отношение, свои представления. В каждую отдельную работу вложено максимум эмоций и труда, чтобы скульптура выглядела живой, и, смотря на нее, можно было бы прочувствовать настроение автора. Каждая из скульптур Коненкова – часть жизни мастера, его представление о красоте мира и людей.

 

DSC04124 DSC04125 DSC04128 DSC04133 DSC04121 DSC04162

 

Другие работы можно разделить на следующие темы: портреты ученых и исследователей – Чарльз Дарвин, И. П. Павлов, В. Ф. Купревич. Тема революции в лице В. И. Ленина. Христианская тема – одна из центральных в творчестве Коненкова. «Сын человеческий» – воплощение образа Иисуса Христа, «Пророк» – олицетворение тревоги, страсти и гнева. Тема музыки возникала на протяжении всего творчества скульптура. Музыка будила фантазию Коненкова. Она вдохновила мастера на создание портретов великих композиторов и исполнителей: А. Б. Гольденвейзера, Н. В. Плевицкой.

 

DSC04118 DSC04120 DSC04167 DSC04141 DSC04143 DSC04147

DSC04150 DSC04145 DSC04166 DSC04158 DSC04160 DSC04164

DSC04153 DSC04140 DSC04154 DSC04136 DSC04135 DSC04156

 

DSC04203Второй этаж отличается от первого. Здесь в полной мере можно оценить фантазию автора. Представлены работы сказочных и мифических персонажей, мебель и фигуры, сделанные из пней, коряг и ветвей деревьев. Прекрасному полу также посвящено несколько работ, где Коненков показывает то, какой он видит красоту женского тела. Словами сложно описать впечатления, некоторые скульптуры очень оригинальные и неординарные, другие мимолетные и неинтересные. Могу сказать лишь одно: портреты реальных личностей на меня произвели большее впечатление. Видимо от того, что о некоторых, с произведениями которых я знаком, у меня имелась своя картинка в голове, и изображение либо совпадало с этим образом, либо нет.

 

DSC04170 DSC04172 DSC04175 DSC04174 DSC04185

DSC04181 DSC04179 DSC04177 DSC04204 DSC04195

DSC04210 DSC04197 DSC04193 DSC04202 DSC04190

DSC04201 DSC04183 DSC04205 DSC04189 DSC04199

 

Музей «Городская кузница XVII-XVIII веков» »

DSC04241Посещение следующего музея «Городская кузница XVII-XVIII веков» не оставило практически никаких эмоций. В этом небольшом зданьице, больше похожем снаружи на котельную или электроподстанцию, всего два небольших помещения. В первом представлен инструмент кузнеца и готовые предметы, которые в прошлом были изготовлены с помощью молота и наковальни. Их ценность именно в том, что все это не новодел, а реальные старинные предметы. По стенам развешены другие вещи старины, со многими из которых я лично познакомился, когда разгребал забитый всяким деревенским хламом сарай. Из всех представленных вещей мне больше всего запомнились ключи и замки, как навесные, так и внутренние с замысловатой конструкцией, а также огромный ларец прямиком из какой-нибудь чудесной сказки.

 

DSC04218 DSC04215 DSC04216 DSC04219 DSC04221

DSC04222 DSC04223 DSC04224 DSC04225 DSC04226

DSC04227 DSC04228 DSC04229 DSC04230 DSC04232

 

Второе помещение представляет собой макет рабочего места кузнеца в натуральную величину со всеми необходимыми атрибутами. Сердце кузницы – печь, огонь красных лампочек в которой поддерживается молчаливыми мехами. Повсюду разбросаны всевозможные железяки, в центре установлена небольшая наковальня, вершину которой венчает почему-то не огромный молот, в котором по праву должна быть сосредоточена вся сила и мощь слова «кузнец», а обычный строительный молоток. Украшено все вокруг свойственной обшарпанностью и фальшивой копотью и грязью.

 

DSC04231 DSC04233 DSC04234 DSC04235 DSC04236 DSC04238

 

В музей «В мире сказки» я зашел только потому, что проходил мимо, даже не стал за фото платить. Один зал большой: с легко узнаваемыми сюжетами и героями различных русских сказок, вызвавшими у меня лишь легкую улыбку из детства. Во второй комнате — детские игрушки и поделки. Музей будет интересно посетить только с детьми.

 

DSC04314Продолжая движение по городу на восток, я вышел к распростертым объятиям Никольских ворот, представляющих собой ныне широкую сквозную проезжую арку. Первоначально сами ворота находились в Никольской башне и назывались Еленевскими. Свое нынешнее название Никольские ворота получили позднее от стоявшего напротив деревянного храма Святого Николая. В конце XIX века сквозной проезд через ворота был закрыт, и в 1898-1900 годах в прясле стены правее башни была пробита арка 10-метровой ширины, через которую в 1901 году был проложен трамвайный маршрут.

 

Музей «Смоленский лен» »

DSC04253DSC04252

Так же, как и в некоторых других башнях, в Никольской башне открыт тематический музей — «Смоленский лен». Уникальность его в том, что он является единственным в России подобного профиля. В отличие от музея в Громовой башне, здесь нет винтовых закрученных лестниц и тесных помещений. Первый ярус – это обширная комната с не менее обширной экспозицией, главной темой которой является, конечно же, лен.

 

DSC04257 DSC04258 DSC04259 DSC04254 DSC04255 DSC04256

 DSC04292 DSC04293 DSC04296 DSC04297


DSC04274DSC04269После осмотра убранства избы начинается постепенное и наглядное знакомство с историей возделывания и обработки льна. Можно проследить полный цикл ручной обработки льна, начиная с посева и обработки земель для сбора хорошего урожая. Это тоже целая наука, которой в полной мере владели наши предки, придумывая новые и совершенствуя старые орудия и приспособления, такие как соха, плуг, борона и другие.

 

DSC04265Но это лишь начало. Правильно подготовить лен для его дальнейшего использования совсем нелегкий труд. После сбора его вымачивали продолжительное время, затем сушили и уже потом, когда стебли становились ломкими и хрупкими, мяли на специальных станках и приспособлениях – льномялках, образцы которых представлены в музее: от простых деревянных до металлических, уже больше похожих на станки. Затем наступал черед более тщательной обработки. Трепание – при помощи соответствующего инструменты, трепала. После этого лен очесывали щетками и гребнями различной величины. Чем мельче щетка – тем лучше и качественней выходило волокно, готовое для пряжи.  

 

DSC04262 DSC04263 DSC04264 DSC04260 DSC04261 DSC04268

 

Кросны DSC04302Следующий шаг – обработка этой самой пряжи. Осуществлялась с помощью прялок, веретен, мотовил и только после всех вышеописанных действий наступало чудесное преображение подготовленного материала. Начиналось тканье. Оно выполнялось на многосложных и внешне выглядящих совершенно запутанно и непонятно станках – кроснах. Созвучно со словом красный, красивый, может потому, что с его помощью невзрачную серую массу льняной пряжи становится возможным преобразить в нечто, достойное слова прекрасный?

 

DSC04273С подобными работами, выполненными трудолюбивыми женскими руками мастериц-ткачих можно ознакомиться на втором ярусе башни. Начиная от заготовок и выкроек до белья и бытовых принадлежностей, таких как полотенца, коврики, занавески, салфетки. Представлены девичьи и юношеские костюмы, женские и мужские. А также наряды для различных событий и празднеств. Например, свадебные — для жениха и невесты, свидетелей – дружки (от жениха) и подружки невесты. Все костюмы с узорами и рисунками, каждый из которых несет в себе определенный смысл и значение.

 

DSC04303 DSC04306 DSC04309

DSC04275 DSC04282 DSC04285 DSC04294 DSC04312 DSC04288

DSC04298 DSC04278 DSC04280

 

Музей очень хорош, все экспонаты подписаны, ко многим для большей наглядности приложены фотографии, к некоторым имеется подробное описание использования в быту. Но лучше не поскупиться и взять экскурсовода, который подробно все расскажет и сразу ответит на возникающие вопросы. Интересней всего будет женской половине населения. Мужикам только любознательным, остальные скривят рожи. Ну, а детям для общего развития. Подобную неотъемлемую часть истории быта наших предков нужно знать и чтить. А проследив весь описанный цикл, начинаешь реально осознавать понятие труда и относиться к нему более уважительно.

 

DSC04246Возле башни открыт мемориальный комплекс «Памяти смолян, павших при исполнении служебного долга», где установлено несколько памятных знаков, часовня и сам мемориал с одной короткой фразой-просьбой к каждому, проходящему мимо: «Помяни нас, Россия…». Через дорогу от сквера можно найти памятник советскому государственному и партийному деятелю Николаю Васильевичу Крыленко.

 

DSC04247 DSC04245 DSC04318 DSC04248 DSC04249 DSC04244

 

Молодежный центр-музей имени адмирала Нахимова »

DSC04409DSC04242Молодежный центр-музей имени адмирала Нахимова располагается в центре города в одном из строений архитектурно-исторического здания, где до революции была гостиница «Гранд-отель», а в 1920 году размещался штаб Западного фронта. Организован музей 3 января 2001 года. За четыре года собрана основная часть экспонатов музея – свыше шести тысяч предметов (не считая книг и архивных материалов).

 

На входе сразу же поражает многообразие экспонатов, картин художников-маринистов, скульптурных портретов, морских флагов. Много экспонатов прислали подшефные морские соединения Северного флота. Украшением экспозиции являются более 80-ти моделей парусных кораблей, самолетов морской авиации и вертолетов, выполненных и подаренных музею судомоделистом Лапиным, участником войны в Северной Корее. Среди экспонатов есть уникальные экземпляры: кинжал «Джамбия», врученный премьер-министром Йемена; флаги ВМФ 20-30-х годов и многое другое.

 

В музее действует пять экспозиционных залов.Мемориальный.

1. Монумент «Скорбящая мать». Барельеф коленопреклоненного моряка со знаменем. Часовня с горящей свечой и колоколом. На стилизованном борту корабля установлены 16 скрижалей с именами 6 тысяч смолян-моряков, отдавших жизнь за свободу и независимость своей Родины в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.), в том числе портреты 12 Героев Советского Союза.

 

2. Мировой океан. 

Размещается карта “Мирового океана” с портретами известнейших русских исследователей и кругосветных мореплавателей. Стенд с 30 именами и портретами моряков-смолян, исследователями Тихого океана, Дальнего Востока и Русской Америки. Атрибутика парусных кораблей — штурвал, магнитный компас, штурманские приборы, действующая модель Таллиннского маяка, модели парусных кораблей. Большая коллекция ракушек, морских рыб и животных Средиземного, красного морей, Индийского и Тихого океанов. Большой аквариум с рыбками.

 

3. Дореволюционный флот России (1700-1917гг.).

Рассказывает и показывает историю развития флота России и роль в ней смолян-моряков. В нем размещаются: в центре зала скульптурный портрет выдающегося флотоводца, героя Синопа и Севастополя адмирала П. С. Нахимова и светлейшего князя Потемкина, создателя Черноморского флота России, основателя городов: Севастополя, Одессы, Херсона, Николаева. Скульптурный портрет Петра I, создателя Российского ВМФ, в период Северной войны он 8 раз бывал в Смоленске.

 

Большая коллекция их 31 макета парусных и паровых боевых кораблей, выполненных строго по чертежам, среди их числа крейсер «Аврора». 10 художественных картин, форма одежды и ее элементы, снаряжение, соответствующее тому времени – все пропитано духом и романтикой морских походов и сражений.

 

4. Предвоенные годы, годы Великой Отечественной войны и с 1945 года до наших дней.

Показана боевая деятельность 4 флотов: Балтийского, Черноморского, Северного и Тихоокеанского, морской пехоты на сухопутных войсках, Пинско-Днепровской флотилии и участие смолян-моряков в них. С помощью подлинных документов, фотографий, наград и личных вещей в экспозиции рассказывается о командирах, капитанах, героях ВМФ.

 

5. Морские летчики в истории развития морской авиации. 

Смоленск возник как торговый, ремесленный и культурный центр на Днепре в 863г. Через Смоленск проходил знаменитый путь «из варяг в греки», водные пути в страны волжского бассейна. Здесь, на Днепре, зарождались у восточных славян кораблестроение и мореходство. Зал рассказывает о роли смолян морских летчиков в создании и развитии этой составной части флота с момента ее зарождения (1910г.) до сегодняшних дней. Большое место уделяется роли смолян в послевоенном развитии морской авиации. В зале имеется 31 макет моделей самолетов и вертолетов.

 

Отдельно добавлю: если внимательно изучать каждый предмет и вдаваться в историю каждого героя, корабля, события, то не хватит и целого дня, чтобы все охватить.

 

 

DSC04411

После посещения музея со столь обширной экспозицией я взял передышку в ближайшем дворе. Музейная программа была практически исчерпана. На закуску, или можно сказать на запивку, оставался последний музей с многообещающим названием – музей русской водки. Путь к нему лежал через северную часть города, где находится Вознесенский монастырь.

 

DSC04415

Стоило мне свернуть с основной пешей «магистрали» в частный сектор, как дорога приобрела свой истинный облик, так хорошо знакомый и известный по всей России: подобие асфальта, будто бы просто вылитого из огромной банки, растекшегося случайным образом, как лава из жерла вулкана, и застывшего вперемешку с кусками отколотых кирпичей и рассыпанного щебня с песком. Дополняет картину открытый посреди дороги люк, служащий видимо в качестве наглядного предупреждающего знака: «Стой! Впереди дно! Дороги нет!». Шутки шутками, а дорога действительно отвратительная, спускаться с крутой горы даже пешком в ясную погоду было неудобно.

 

DSC04416DSC03826

Такая ужасная дорога в центре Смоленска иного желания как напиться и забыться не вызвала. Осуществить желаемое можно было бы с размахом в музее русской водки, однако Пятницкая  башня, как и многие другие объекты в городе, временна была закрыта на ремонт в связи с проводимой в городе масштабной подготовкой к празднованию 1150-летия Смоленска.

 

Напиться и забыться у меня не вышло, зато больше не нужно было никуда спешить. Все отмеченные музеи были посещены, и мне оставалось только насладиться неспешной прогулкой вдоль стены по направлению к Днепровским воротам, выстроенным на месте Фроловской башни, по праву считающейся номером один, потому что именно эти ворота открывали прямую дорогу и принимали гостей из Москвы.

 

DSC04418 DSC04419 DSC04423 DSC04420

 

До наших дней башня не выстояла, пострадала во время осады Смоленска польскими войсками в 1609-1611 годах и освобождении города московским войском в 1654 году. В 1729 году на ее месте была построена деревянная церковь, но после того как из-за ветхости она была разобрана, в 1795-1811 годах на ее месте была построена новая каменная церковь Смоленской иконы Божией Матери, названная именем иконы Богоматери Одигитрии, привезенной в 1602 году Борисом Годуновым.

 

DSC04427 DSC04421 DSC04424 DSC04428

 

DSC04429На другой берег перебираться я не планировал, поэтому взял курс на соборную гору в самое сердце Смоленска. Как и Михаил Илларионович Кутузов, чей памятник установлен в сквере напротив Днепровских ворот, я не сводя глаз смотрел на то, как Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы взгромоздился на вершине горы.

 

DSC04430 DSC04431 DSC04453

 

Попасть к собору можно было только по обходному путиDSC04433Подобраться к стенам собора оказалось не так просто, потому что всеобъемлющая подготовка к празднованию юбилея Смоленска не могла обойти стороной это главное религиозное сооружение города, и парадная лестница, ведущая к входу, была перекрыта. Но обходной путь во двор все же существовал.

 

DSC04437DSC04440DSC04439Дождик сдержанно накрапывал, соблюдая ритм барабанной дроби, которая обычно звучит перед событиями особой важности. Прятаться я не стал, лишь накинул на всякий случай куртку, и пошел вглубь дворика, выгадывая оптимальное место для фотоснимка. Найдя подходящую точку, я развернулся лицом к собору. В этот же момент дождь сорвался с цепи и вырвался на волю, беспощадно поливая все вокруг. Замерев на месте от необъятной красоты, впитывая в себя исходящую мощь и энергию от этого воистину колоссального гиганта, живущего на вершине горы, я был не в состоянии пошевелиться и предпринять попытки к бегству. Я просто молча стоял, сравнивая собор с древним старцем, к которому люди ходят толпами по извилистой тропинке, каждый преследуя свою цель.

 

 DSC04444 DSC04436 DSC04438

 

DSC04434Насладившись видом, я направился внутрь собора. По скрипучему паркету я шагал с огромной осторожностью, будто бы боясь расплескать переполненное чувство восхищения, которое вот-вот готово было вылиться через край. Я присел на лавочку и закрыл глаза, чтобы не потерять ни капли, и глубоким вдохом поглотить возникшую бурю эмоций. Время на время остановилось. Успокоился. После этого я уже просто молча окинул взглядом внутреннее убранство и священнослужителей, расхаживающих по залу, встал, и так же аккуратно вышел, как и вошел.

 

Дождь стих, но уходить мне совсем не хотелось. Я купил сдобный рогалик и устроился на лавке во дворике, чтобы отдохнуть перед последним рывком по еще не изученным местам. Настроение и окружение сделали прием пищи особенно приятным. Выйдя с территории соборной горы и поднявшись обратно к центру города мимо Троицкого монастыря, я свернул снова на восток с целью осмотра оставшейся части стены.

 

DSC04451 DSC04449 DSC04450 DSC04446

 

По карте расстояние не казалось таким уж большим, но рельеф вновь сыграл свою бугристую роль, заставив меня попетлять по местности. С любой точки на возвышенности был виден Успенский собор, а с территории церкви Георгия Победоносца, к которой меня привела очередная крутая лестница, так вообще видно было и другие окрестности, находившиеся далеко за пределами стены. Кажется, что вот она, так близко, но подобраться напрямую невозможно.

 

DSC04455 DSC04454 DSC04456 ...все как на ладони.

 

После спуска от церкви меня ждал вновь крутой подъем, а за ним еще одна лестница, которая вывела меня куда-то на самое дно, усыпанное домами и коттеджами. Создавалось ощущение, что я шел действительно по дну некогда высохшей реки, даже название у улицы соответствующее: «Зеленый ручей». Она тупиковая и проходит в овраге. Выбраться в сторону цивилизации оказалось возможным лишь по единственной дороге, сделав еще один хороший крюк.

 

DSC04459 DSC04460 DSC04461

 

Восточная часть смоленской крепости в корне отличалась от всех остальных уцелевших фрагментов. Здесь уже не было толп мирно прогуливающегося народа, зато полностью отсутствовал хоть какой-либо надсмотр и контроль. Полная свобода действий выразилась на этом отрезке стены различными непристойными выражениями на ее поверхности, явной неухоженностью, изуродованными кусками кладки, отгрызенными кирпичами, проломленными проходами, горами мусора, статусом общественного туалета. Та же участь постигла и некоторые башни, никак не защищенные от нашествия варваров.

 

Прежде всего, это касалось башни Орел, которая своим внешним видом больше напоминает могущественную ладью с поля боя шахматной доски. Тематических музеев в башнях не было, но башню Орел я бы окрестил музеем примерно со следующим названием: «Отражение человеческого воспитания по отношению к культурному наследию в XXI веке».

 

DSC04462

 

Экспозиция более чем наглядная: на первом ярусе кладбище кирпичей и прочего хлама, видимо, неоднократно пылающего в чреве башни; узкие своды башни наполнены отвратительной вонью и ухмыляющимся мраком, скрывающим еще неизвестно какие подробности, поэтому по лестнице я поднимался со всей осторожностью с одной лишь мыслью о том, как бы куда не вляпаться; перекрытия в башне обрушены, остались лишь обугленные балки, поэтому на втором ярусе делать совершенно нечего, разве что посидеть в окошке с пачкой семечек и бутылочкой пива?

 

 DSC04463 DSC04474 DSC04468

 

Белый пучок света в конце лестницы вывел меня на поверхность крепостной стены, где появилась возможность полной грудью вдохнуть воздуха и полюбоваться окрестностями. И из всех озвученных минусов именно здесь и заключался единственный, но очень жирный плюс, особенно для туристов, заключавшийся в свободном передвижении по поверхности крепостной стены! Можно было и просто посидеть над обрывом, свесив ноги. Никаких ограждений не наблюдалось, стена был абсолютно голая со стороны города, поэтому не стоило забывать про осторожность. Одним неловким движением или случайно поскользнувшись, можно было и самому стать кучей ненужного хлама. Вдоль другой стороны сохранились оборонительные зубцы. Имея богатое воображение, можно воссоздать в голове кусочек героической обороны в годы кровопролитных войн, или же просто насладиться видом зеленого пейзажа.

 

DSC04473 DSC04472 DSC04465 DSC04467

 

DSC04477Сильно размахнуться по всей стене не вышло, с одной стороны я уперся в решетку на башне Позднякова, а с другой шла активная реставрация Авраамиевской башни, изначально служившей восточными воротами. Название она свое получила от находящегося неподалеку Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря, также активно реставрируемого.

 

DSC04478 DSC04476

 

Полагаю, что раньше проход был свободный на всем уцелевшем участке стены, в интернете в поддержку этой версии имеется множество фотографий. Видимо, в связи со стремительно надвигавшейся реставрацией в пустующих башнях поставили решетки и закрыли все проходы. Многострадальная башня Орел была перекрыта лишь частично, но выбраться на макушку и возомнить себя средневековым стрельцом было невозможно. Зато проникавший свет приоткрыл завесу тайны о содержимом лестниц и проходов: повсюду валялись бутылки, мелкий мусор среди коричневых лепешек и даже презервативы.

 

По обратном пути в сторону хостела вновь начался дождь, стремительно переросший в ливень, но намеченная мною программа на день была исчерпана, так что я перебрал еще раз в голове минувшие события, осмотренные памятники с церквями, посещенные пять музеев. Среди них выделить можно только три, но все равно это был, пожалуй, личный рекорд посещаемости культурных мест за одни сутки. Также я успел досмотреть оставшуюся часть уцелевших фрагментов стены и непосредственно близко ознакомиться еще с несколькими башнями. 

 

DSC04475 DSC04479 DSC04481

 

Пришло самое время поделиться собранными по кусочкам впечатлениями о смоленской крепости, которые по возвращении к Никольским воротам сложились в мозаику. Прежде всего, меня поразил размах строительства. Весь город был изначально охвачен крепкими стенами, выстроенными за какие-то семь лет при технологиях рубежа XVI-XVII веков. Удивило разнообразие уцелевших башен, практически каждая из которых разительно отличается от остальных. Многие имеют свою уникальную неповторимую архитектуру. Обрадовало, что до наших дней устояла примерно половина стен и башен, несмотря на многочисленные разрушительные войны на территории Смоленска, всегда в первую очередь принимавшего на себя удары неприятеля, желавшего прорваться к Москве. Приятно было наблюдать процесс активной реставрации. На обратном пути я заметил еще несколько башен, в том числе Долгочевскую, охваченных пленительной зеленой сеткой и копошащимися человечками с молотками в руках. В некоторых башнях открыты музеи. Все это подтверждает бережное отношение к культурному наследию, несмотря на испохабленную башню Орел, до которой, я уверен, также доберется рука реставратора. Стены идеально вписываются в архитектуру города и дополняют его, придают уникальности. Без них он выглядел бы пустым и, не побоюсь этого слова, обычным. Находясь же в кольце стен, я постоянно ощущал себя в совершенно иной атмосфере, будто они защищали меня от любых внешних напастей и неприятностей, позволяя спокойно и беззаботно любоваться красотами Смоленска. Интересно было бы послушать мнение местных жителей по этому поводу, так как описание, данное мною, наверняка подтвердит любой вновь прибывший турист, увидевший крепость. Она тут же крепко-накрепко захватит собой все его внимание, очарует, возводя в мозгу башню воспоминаний из кирпичиков восхищения, закрепляя их стойким цементом восторженности.

 


 

День 03-й

 

DSC04535

За мостом город оказался совершенно другим. Из прекрасного Смоленска с могучей крепостной стеной я попал куда-то в пригород, населенный сомнительными личностями, шныряющими в поисках продолжения вчерашнего дня. Вокзал очень похож на любой московский, в особенности на белорусский, только в уменьшенной версии. Чем ближе мы к нему подходили, тем больше подозрительных рож стало попадаться нам на глаза: от алкашей всевозможных мастей до запущенных бомжей. В целом, вокзал как вокзал в любом городе, и чего я тут придрался к вполне привычным для населения России вещам? Шлепать от вокзала в центр города в темное время суток, уже зная кого можно встретить в светлое, я не решился. Это мне показалось достаточно рискованным и опасным мероприятием, поэтому я просто добрался на автобусе.

 


 

День 04-й

 

На следующий день, прежде чем покинуть Смоленск, я заехал на велосипеде в отдаленные участки города. В юго-западной части города находится парк Реадовка. Он не из той категории развлекательных парков, что в центре города служат для увеселения и отдыха. Это место памятное и известное печальными событиями. Во время Отечественной войны здесь было казнено свыше трех тысяч человек. В память об этом в парке установлены мемориалы Курган бессмертия и «Скорбящая мать».

 

DSC04494

К кургану ведет длинная дорожка от самого входа. Сам он имеет форму усеченной пятигранной пирамиды. На вершине кургана установлена 11-метровая стела в виде развернутой книги, на гранях которой выбиты годы начала и окончания Великой Отечественной войны. У подножия кургана горит вечный огонь бессмертия и установлено панно – барельеф воина, матери с ребенком, партизана, рабочего и мальчика. Они обращаются ко всем отдыхающим и к бегающим возле него детям начертанными огромными буквами словами: «Люди! Покуда сердца стучатся, – помните, какою ценой завоевано счастье, – пожалуйста, помните!».

 

DSC04500

Чуть в стороне, на месте массовых расстрелов советских воинов, установлен памятник «Скорбящая мать» на фоне мемориальной стены с изображением трагического момента казни патриотов. На гранитном камне высечено четверостишие смоленского поэта Николая Рыленкова:DSC04499

 

«Я мать скорбящая. Как совесть, я бессонна.

Замученных людей я помню каждый стон.

Пусть знают палачи, что нет святей закона,

 Чем справедливого возмездия закон». 

 

DSC04502Еще один мемориал установлен в черте города в одном из самых страшных мест. Во время оккупации Смоленска фашистами с лета 1941-го и до осени 1943-го года по самым скромным подсчетам было зверски замучено и уничтожено свыше 300 тысяч наших соотечественников. Около 45 тысяч было обнаружено в 87 групповых захоронениях на территории бывшего концентрационного лагеря №126, бывшем одним из крупнейших в округе. Условия содержания и питание были ужасными при крайне тяжелой работе, что приводило к массовым смертям среди заключенных. Многих расстреливали за малейшие нарушения, а также в случае болезней и увечий, мешавших трудиться. Даже как-то необычно было видеть столь масштабный мемориал посреди жилых домов, магазинов и дорог.

 

DSC04503DSC04501Место, по сути, представляет собой одно огромное общее кладбище, состоящее из нескольких рядов бетонных надгробий, обозначающих места массовых захоронений убитых и условно обозначенных годами их смерти. Вход оформлен тремя массивными перевернутыми трапециями из бетона, окрашенными в темно-красный кровавый цвет. Трапеции внутри полые и символизируют лагерные бараки. В них можно заглянуть через небольшие окна с массивными тюремными решетками. Такая же решетка с заостренными прутьями виднеется и на главном фасаде центральной трапеции чуть выше надписи, говорящей о чудовищных преступлениях, совершавшихся здесь.

 

DSC04504DSC04507Ближе к Днепру находится по-своему уникальная церковь Михаила Архангела (Свирская). Всего в Смоленске осталось три храма домонгольского периода. Церковь Михаила Архангела является третьей по возрасту и построена в 1180-1197гг. И это одно из лучших произведений новаторского архитектурного направления конца ХII века, сохранившееся до наших дней. Храм характеризуется стремлением к вертикальному динамизму сооружений, внутреннее его пространство, как и внешние массы, отличается сильно выраженным вертикализмом пропорционального построения.

 

DSC04513На этом я мог бы завершить свое пребывание в Смоленске и отправиться через ближайший мост в сторону трассы, но я остановился на перекрестке с тянущим чувством того, что я что-то опустил. «Да, я так и не добрался до Лопатинского сада, где прогуливался вечером первого дня, так ничего там и не сфотографировал». И не мог я просто взять и вот так уехать. Лопатинский сад выделяется живописностью прилегающей местности, изобилием памятников смоленской истории, в числе которых фрагменты крепостной стены с уцелевшими башнями, а также монументы в память о событиях Отечественной войны 1812 года. Недолго думая, я поехал обратно к центру в гору вдоль разобранных трамвайных путей, чтобы заключительный раз насладиться пребыванием в одном из старейших городских парков, частице богатейшего историко-культурного наследия Смоленска.

 

DSC04526 DSC04525

 

DSC04515DSC04529Парк заложен в 1874 году, но на его территории есть памятник, установленный еще раньше в 1841 году в празднование 29-й годовщины освобождения Смоленска. Это памятник защитникам Смоленска 4–5 августа 1812 года. Завидев его издалека, я сразу же вспомнил о подобной шахматной фигуре, что возведена в Бородино. По своей конструкции и высоте они сильно схожи: оба монумента представляют собой высокую чугунную 8-гранную пирамиду с цилиндрическим цоколем, увенчанную луковичной главкой с золоченым крестом. При близком рассмотрении отличия легко заметны: восемь пар коринфских колонн, установленных на цоколе, венчают золоченые двуглавые орлы. Между колоннами помещены золоченые изображения медалей 1812 года. По периметру цоколя золочеными буквами выбиты надписи, рассказывающие о сражении, с восточной стороны представлено рельефное изображение плана Смоленского сражения 5 августа 1812 года.

 

DSC04530

DSC04528В нескольких десятках метров от него находится памятник Софийскому полку. Интересно, что спустя сто лет офицеры Софийского полка, расквартированного в начале XX века в Смоленске, на собственные средства изготовили памятник своим героическим предкам, а автором стал рядовой 7-й роты этого же полка.

 

DSC04514DSC04519Главной же природной достопримечательностью является пруд с теми самыми лебедями, о которых я упоминал, когда делился первыми впечатлениями о городе. Что же я могу сказать о Смоленске теперь, пройдя ни один десяток километров по главным и побочным улицам, после осмотра основных и второстепенных достопримечательностей?

 

При посещении другой части города по ту сторону Днепра, что находится за пределами крепости, я был неожиданно удивлен возникшими эмоциями, совершенно противоположными первоначальным. Стоило мне только пересечь мост через реку и оказаться в гуще обычной городской жизни среди гудящих рынков и торговых центров с воюющими машинами за парковочное место, перекидывающимися бибикающими ругательствами, так мне сразу захотелось убраться оттуда. По крайней мере, мне не встретилось ничего такого, что заставило бы задержаться. Наоборот, только лишь личности, упомянутые в воспоминаниях предыдущего дня, заставляющие вспомнить об осторожности. Если бы я приехал изначально в такой Смоленск, то уехал бы из него уже на следующий день. После посещения той части города общие впечатления о городе сложились в образ макета фантастического Мегаполиса из повести о будущем, где вся элита и состоятельные граждане живут в центральной части города, отгороженной от нищих кварталов и районов непреодолимой стеной, за которой видно лишь один бесконечно тянущийся ввысь небоскреб, олицетворяющий урбанистическую мощь.

 

И пусть это достаточно утрированное описание, но Смоленск в общем именно таким и остался в моей памяти. С обычной городской суетой за пределами стены и с царящей безмятежной атмосферой в центре города, где одинаковые эмоции хорошего настроения сопровождали меня всякий раз, как я выходил на улицу. Их же испытывал в тот момент, когда был уже окончательно настроен на выезд из города. Как бы там ни было, а всему виной крепостная стена, которой было уделено уже немало строк по ходу рассказа. Помимо нее, парки, скверы, памятники, церкви, Соборная гора с крутым спуском к Днепру – все идеально вписывается в общую архитектуру. Все находится в нужном месте и дополняет городской пейзаж, помогает впасть в то самое восхитительное настроение, находясь в котором хочется позабыть обо всем на свете и наслаждаться жизнью. Некоторые картинки так и застыли перед глазами: дождь на соборной горе; вид на Успенский собор с открытой части крепостной стены; и, конечно, башни, с раскинутыми по сторонам стенами-руками, обволакивающими город.

 

Днепровские ворота стали для меня последней чертой, преодолев которую, я смог, выдохнув, уверенно сказать Смоленску: «Пока!». С вершины соборной горы своей краснотой они были больше похожи на границу пасти города, который сильно чихнув, вынес меня прочь с крутого спуска по мосту-языку на чуждую территорию.

 

DSC04531

DSC04532

Из достопримечательностей, находящихся у вокзала, можно выделить только две прижавшиеся друг к другу церкви: Варварианскую и Петра и Павла на Городянке, построенную в 1146 году. Представляет она собой одноглавый четырехстолпный храм, сложенный из тонкого, плоского кирпича – плинфы. Снаружи богато украшен резными деталями: полуколонками, изящными фризами. При этом сам храм выглядит мощным и крупным, за счет своих пропорций и высокого, широкого светового барабана с двенадцатью узкими арочными окнами. 

 

DSC04535Выбраться на трассу из объятий города оказалось не так-то просто. Дело в том, что вокзал находится как бы на островке с единственной ведущей к нему автомобильной дорогой. Его окружают рельсы с поездами, через которые перекинуты пешеходные мосты. По ним я, естественно, и собирался перебраться на другую сторону, но проблема заключалась в том, что лестницы оказались не оборудованы полозьями для колес, из-за чего мне пришлось забираться на мост и спускаться с него в два захода, выдерживая на себе кучу взглядов и тратя при этом время и свое терпение. Последнего мне хватило только на одну такую переправу. Второй мост было действительно быстрее объехать, и, несколько раз иронично изругавшись, я поехал в обход по дороге.

 

DSC04537DSC04538

Смоленск становился все меньше и меньше у меня за спиной, пока окончательно не скрылся за горизонтом, оставшись в прошлом. Желания вернуться обратно или остаться еще на денек у меня не возникло, ноги уже крутились на педалях полным ходом, а мысли крутились только о предстоящем будущем.

 

 


 

Посещенные достопримечательности (превью):

Смоленская крепость +++++

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) +++++

Молодежный центр-музей имени адмирала Нахимова ++++

Музей Скульптуры Сергея Тимофеевича Коненкова +++++

Зооэкзотариум ++++

Музей «Смоленск — щит России» +++++

Музей «Смоленский лен» ++++

Лопатинский сад ++++

Мемориал Курган Бессмертия ++++

Сквер Памяти Героев ++++

Памятник героям Отечественной войны 1812г. ++++

Памятник «Опаленный цветок» ++++

Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии ++++

Церковь Михаила Архангела (Свирская) ++++

Мемориал в память о погибших в концентрационном лагере № 126 +++

Памятник защитникам Смоленска 4–5 августа 1812г. +++

Памятник Софийскому полку +++

Мемориальный комплекс «Памяти смолян, павших при исполнении служебного долга» +++

Мемориал «Скорбящая мать» +++

Памятник Александру Твардовскому и Василию Теркину +++

Памятник Михаилу Ивановичу Глинке +++

Памятник Михаилу Илларионовичу Кутузову +++

Памяти огнеборцев Смоленщины +++

Памятник Федору Коню +++

Аллея героев Отечественной войны 1812г. +++

Бюст и могила Михаила Александровича Егорова +++

Скульптуры оленя и двух львов +++

Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь +++

Церковь Георгия Победоносца +++

Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Днепровские ворота) +++

Бюст Александра Сергеевича Пушкина ++

Бюст Сергея Тимофеевича Коненкова ++

Нижне-Никольская церковь ++

Памятник Владимиру Тимофеевичу Куриленко ++

Памятник Михаилу Осиповичу Микешину ++

Аллея городов-героев ++

Памятник участникам партизанской борьбы на Смоленщине в Отечественной войне 1812г. ++

Собор Вознесения Господня ++

Стела «Будь готов» ++

Троицкий монастырь ++

Церковь Воздвижения Честного Креста Господня ++

Церковь Спаса Нерукотворного Образа ++

Шейнов бастион ++

Музей «Городская кузница XVII-XVIII веков» ++

Братская могила +

Начало Старой Смоленской Дороги +

Памятник Николаю Васильевичу Крыленко +

 


 

Описание:

ru.wikipedia.org / smoladmin.ru / ruspics.livejournal.com (Смоленск в 1912 году, фотографии Прокудина-Горского) / visitsmolensk.ru / travelgeo.info

 

Метки , , , . Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *