Старообрядческая церковь

Где: Эстония, Йыгевамаа, Муствеэ

Когда: 16 июля 2014г.

Впечатления: ++

Запись в дневникеРоссия • Эстония • Латвия: день 15-й

 

Описание:

Русские староверы проживают на западном берегу Чудского озера уже более трех столетий. Последователи старых православных обрядов, которые не принимали церковные реформы 1650-ых годов Российского патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, были вынуждены оставить свои родные деревни и бежать куда угодно.

 

Реформа заключалась в исправлении богослужебных книг и изменениях в обрядах по греческому образцу.

  1. Так называемая «книжная справа», выразившаяся в редактировании Священного писания и богослужебных книг, привела ко множественным изменениям в текстах.
  2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена малых земных поклонов.
  3. Крестные ходы стали проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь),
  4. Возглас «аллилуйя». во время пения в честь Святой Троицы стали произносить не дважды , а трижды. и т.д.

 

Множество староверов нашло себе новые места проживания у Чудского озера, в том числе, в Муствеэ (посад Чёрный), они принесли с собой уникальные традиции и религию. В Эстонии нашли себе приют федосеевцы (Но имени религиозного деятеля Феодосия Васильева) и поморы (староверы-беспоповцы поморского согласия).

 

В конце XVIII века у Чудского озера обосновалось множество староверов из окрестностей Пскова, Новгорода, и даже из Тверской губернии.

 

Первый молитвенный дом для староверов построил в Муствеэ житель города Йоаким Горюшкин в 1802 году. Община молитвенного дома была в то время самой большой общиной староверов в Эстонии.

 

В первой половине XIX века в царской России усилились репрессии, направленные на староверов. Также был закрыт Муствеэский молитвенный дом староверов. Однако староверы тайно продолжали сохранять свои традиции и религию.

 

Нынешняя церковь Святой Троицы староверов была построена е 1930 году по проекту архитектора Янсена. Это самая большая церковь староверов е Эстонии.

 

Молитвенной одеждой у мужчин-староверов является азям — кафтан халатного покроя, длинная темная верхняя одежда с узкими рукавами и воротником-стойкой, о у женщин длинное черный сарафан, подрясник, с черным головным платком, который с помощью булавки закрепляется под подбородком. Но богослужении используют лестовку и подрушник. Подрушник — это пестрый ситцевый коврик (примерно 40х40 см), который кладется перед молящейся на попу, и куда во время земного поклона опираются руки и лоб, чтобы они не соприкасались с полом. Ступени лестовки из темного материала разделены на четыре части: 17 ступеней в честь вещего пророчество, 33 — годы жизни Христа, 40 — 40-дневный пост Христа и извод в пустыне, 12 ступеней в память двенадцати апостолов. Четыре треугольных лапостков означают четырех евангелистов.

 

Во время богослужения мужчины стоят на правой стороне, женщины — слева, а дети — перед алтарем. Крестный знак выполняется двумя пальцами, которые означают божеское и человеческое естество, а три остальных пальца в ладони означают отца, сына и святого духа.

 

В настоящее время в Эстонии насчитывается около 15 000 староверов. В речи Муствеэских староверов сохранился первозданный псковский говор.

 

IMG_0722 IMG_0724 IMG_0726

 

Метки , , , . Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *